Свет в конце тоннеля – дождутся ли электричества новоселы-забайкальцы?

Никита Кондратьев / Общество, 15:28, Вчера

Проблема неисполненных в установленный срок договоров льготного технологического присоединения продолжает очень остро стоять в Забайкальском крае.  Почему люди вынуждены годами ждать электроэнергии в своих домах и когда наконец-то будут приняты меры, чтобы в корне изменить ситуацию, постарались узнать у одного из руководителей ПАО «Россети Сибирь» (компания обслуживает 10 регионов Сибири и Дальнего Востока, в том числе и Забайкальский край) – заместителя генерального директора по реализации и развитию услуг Виталия Бортника. 

- Виталий Владимирович, как получилось, что количество неисполненных договоров технологического присоединения, как снежный ком становится все больше и больше. Это проблема не только Забайкалья, а всех регионов, где работает Россети Сибирь?

 - К сожалению, это проблема практически всех регионов. Она возникла не сегодня – накапливалась уже много лет. Дело в том, что в большинстве случаев оплата за льготное технологическое присоединение не покрывает затрат энергокомпании на проведённые работы.  За подключение своих домов люди платят по льготному тарифу.  В 2009 году была установлена льгота для физических лиц - 550 рублей при подключении на расстоянии до 300/500 метров от энергопринимающих устройств.  Если объект находился от наших сетей дальше - плата начислялась за все необходимые мероприятия для подключения объекта заявителя. В 2015 году и для этой категории установили льготу в оплате 50% от экономически обоснованной платы за техприсоединение, с 2017 – инвестиционная составляющая полностью не учитывалась в тарифе.

- Я правильно понимаю, что, так скажем, приятные изменения для потребителей для энергокомпании стали тяжелым бременем?

 – Именно так, энергокомпании стали заложниками ситуации.  Немного статистики, которая отлично иллюстрирует что случилось: до 2017 года заключенных договоров с заявителя на расстоянии более 300/500 метров практически не было.  На всю нашу компанию их количество составило порядка 200 договоров из 44 тысяч действующих на конец 2017 года. Это всего 0,5%. Т.е. остальные льготные договоры были заключены на расстоянии менее 300/500 метров, что, как вы понимаете, влияет на удельные расходы на выполнение мероприятий капитального характера. После введения льготы в 2017 году структура договоров технологического присоединения изменилась. В настоящее время количество договоров технологического присоединения объектов, находящихся на расстоянии далее 300/500 метров составляет 7 тысяч из 36,5 тысяч действующих договоров, а это уже 20%. При этом доля затрат на их исполнение составляет 75%.  А эта категория заявителей такая же льготная, как и заявители, находящиеся в непосредственной близости к электрическим сетям. Сейчас тарифы поменялись –  теперь стоимость подключения зависит от необходимого количества киловатт.  Но и сейчас оплаченные потребителями средства не компенсируют реальных затрат на подключение. Стоимость техприсоединения в среднем составляет от 50 тысяч рублей. При отсутствии необходимой мощности, чтобы присоединить потребителя нам требуется установить новый, более мощный трансформатор, построить линию электропередачи. Таким образом стоимость техприсоединения вырастает до сотен и даже миллионов рублей. 

Эта разница должна компенсироваться в тарифе, чего, к сожалению, не происходит в полном объеме. Мы вынуждены брать кредиты, которые регулятор также не компенсирует. Если говорить конкретно по Забайкальскому краю в 2024 году на технологичное присоединение «льготников» в тарифе выделено всего 238 миллионов рублей. Эти финансовые средства были полностью израсходованы по итогам первого полугодия.

Ситуация усугубляется и ростом цен в последние годы. Так в Забайкалье стоимость оборудования, необходимого энергетикам: опор, провода, комплектующих для трансформаторных подстанций - выросла на 141%, тариф же - лишь на 7%. 

- Ваши коллеги из филиала «Читаэнерго» уже рассказывали и даже показывали нам, журналистам, на конкретных примерах, что очень часто бывают ситуации, когда энергокомпания исполняет свои обязательства, иногда даже по решению суда, но, получив электричество, потребители не пользуются им – оно попросту им не нужно. То есть огромные финансовые средства могут быть потрачены на то, чтобы, например, провести ЛЭП к одинокому забору или просто участку леса.  

 - Нас очень активно осуждают за просрочку исполнения обязательств по техприсоединению, но посмотрите на статистику: 2017 год - 44 тысячи действующих договоров техприсоединения, из них просрочено с нашей стороны 2,6 тысячи, а со стороны заявителя 27,5 тысяч договоров. То есть мы строим в «поля», а подключать нечего. До 2020 года мы плотно работали с заявителями на предмет подключения и актирования услуг. Тогда нам удалось снизить этот показатель в два раза: 28 тысяч действующих договоров, просрочка заявителя 13,6 тысяч. Но в 2020 году были изменены правила в части реализации механизма, как мы его называем, «самоподключения». То есть со стороны сетевой организации выполняются все мероприятия до границ земельного участка заявителя, в личный кабинет выгружается уведомление о готовности к технологическому присоединению, а далее заявитель самостоятельно подключается от щитка, в котором установлен автоматический выключатель.  С того времени мы вновь в большом объеме продолжаем строить в «полях». В целом по Россети Сибирь коэффициент подключенных электроустановок заявителей по исполненным договорам составил 79%, т.е. из 88,8 тысяч договоров в первый год выполнения мероприятий подключилось только 70 тысяч потребителей.

- Но все же, основная часть потребителей очень нуждаются в электроэнергии. Это тысячи людей, многие из которых взяли кредиты, ипотеки для того, чтобы построить дом и теперь не могут переехать в него, потому что в них нет света. Что делать им? И почему компания продолжает заключать договоры, если понимает, что уже не справляется с исполнением уже заключенных?

 - К сожалению, просроченные обязательства со стороны «Россети Сибирь» с начала текущего года выросли.  В силу публичности договора об осуществлении технологического присоединения, положений Постановления Правительства № 861, отказать в заключении договора при наличии технической возможности мы не вправе. Даже если понимаем, что не сможем выполнить его в срок. Конкретно по Забайкалью на данный момент около 1,5 тысяч просроченных договоров. Ситуация усугубляется реализацией программы «Дальневосточный гектар». Отсутствие необходимой электросетевой инфраструктуры при выделении земель привело к огромным затратам на подключение точечных заявок.  Только в районе села Смоленка выделено 2328 земельных участков в рамках программы «Дальневосточный гектар». Кроме этого ведется и другая застройка. Чтобы обеспечить электроснабжением земли Дальневосточного гектара в Смоленке и окрестностях необходимо по меньшей мере 3 миллиарда 541 миллион рублей -  требуется строительство новых центров питания, линии электропередачи напряжением 110 кВ, распределительных сетей напряжением 0,4 -10 кВ. Таких финансовых средств у компании нет. Как нет и понимания, как эта агломерация будет развиваться в дальнейшем – нет комплексного плана развития территории. А значит мы не можем проектировать наши объекты. И это только один из примеров.

- Как я понимаю основная проблема все же финансовая? Хватает ли персонала, оборудования?

- Еще в прошлом году изменили подходы к формированию потребности материалов на исполнение обязательств по договорам технологического присоединения. В настоящее время полностью исключен фактор не своевременной поставки материалов. Провели переоценку собственных трудовых ресурсов и увеличили количество подрядных организаций. Что касается финансирования в текущем году ведем работу с регуляторами в части увеличения тарифных источников на исполнение обязательств по договорам технологического присоединения. Очень надеюсь, что в январе 2025 года мы сможем получить источники вдвое больше текущего года. Но еще раз повторюсь, в одиночку нам с проблемой не справиться. Нам нужно понимание и желание помочь от властей регионов.