КАК ЭТО БЫЛО: Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли...

Наталья Селиванова / Общество, 20:27, 30 сентября

Ещё недавно по рекам Забайкалья ходили корабли: возили пассажиров, доставляли груз и лес. А теперь для многих это осталось лишь приятным воспоминанием из детства,  для молодого же поколения звучит как сказка. 

Мы собрали по крупицам почти забытую историю судоходства в Забайкалье, чтобы напомнить, как это было.

Начать хронологию забайкальского судоходства можно с Петра Бекетова. По некоторым историческим данным, на месте слияния рек Ингоды и Читинки, которое находится рядом с Русской гимназией, казаки срубили зимовье. Землепроходцы, плывшие на плотах, оказались застигнуты ледоставом. Недалеко от плотбища прямо посредине Ингоды стояла скала, ее называли «Капитан-камень». Она мешала прохождению судов и в середине 19 века ее взорвали.

1 / 2

Место слияния Ингоды и Читинки

Сейчас уже сложно представить, но с середины 19 века по 20-е годы прошлого столетия из Шилки и Сретенка в Читу ходил двухпалубный колесный пароход «Аргунь». Но многие могут вспомнить, как в советское время до 80-х годов  от Читы изредка отправлялись пассажирские теплоходы до Шилки и Сретенска. 

Судоходство применялось не только для пассажироперевозок, но и в логистических целях. Сразу после войны в Лесном городке Читинского района была построена большая пристань. Доставленные на поездах лес и уголь перегружали на баржи, которые отравляли до пристани на Хладокомбинате в Чите (рядом с современным парком Сухотино – прим.ред).  Здесь же в 50-60 годы по выходным дням отходили речные трамваи на противоположный берег Ингоды, чтобы доставить горожан на фестивальную поляну, где проводились соревнования и концерты. Пристань в Лесном городке ликвидировали после наводнения 1969 года.

Фестивальная поляна. Фото Neochita

Место бывшей пристани на Хладокомбинате

Мы побывали в Лесном городке, чтобы посмотреть на остатки пристани, но спустя столько времени от неё остались только заброшенная железная дорога, перевалочный пункт и рабочие здания.

1 / 4

Всё, что осталось от пристани в Лесном городке

От пристани в районе кинотеатра «Спутник» ходили теплоходы «Заря» до Атамановки, а также дач в Антипихе и Песчанке. Сейчас на её месте находится ресторан с названием «Старая пристань».

1 / 2

Пристань у «Спутника» в 50-60-ые годы 20 века. Фото Neochita и из Telegram-канала «Факты о Чите»

Веранда заведения выходит прямо к берегу Ингоды, вода которой раньше подходила к пристани. Как рассказывают очевидцы тех лет, билет на «Заре» стоил в районе 25 копеек. Последний раз теплоход ходил в 1990 году, когда пришлось эвакуировать дачников во время сильного наводнения. 

«Заря» на Ингоде. Фото Neochita

1 / 3

На месте городской пристани сейчас ресторан 

Вместо Русской гимназии до 90-х годов прошлого столетия был речной порт. Чуть раньше сегодняшнего дня место пристани подходило прямо к детской площадки учреждения, но сейчас там обустраивают набережную.

1 / 2

Раньше здесь была пристань

Директор гимназии Валерий Скажутин рассказал нам, что искал место для открытия школы, и тогда ему предложили здание порта, чтобы оно совсем не пришло в упадок. Его использовали для реализации гравия, который собирали со дна реки и продавали организациям, но это стало не рентабельно. Он согласился на предложение, и 1 сентября 1995 года учреждение открыло свои двери для детей. 

Русская гимназия

На территории гимназии и рядом с ней сохранилось много судов: небольшие и один теплоход, который Валерий Николаевич хочет перенести поближе к школе и обустроить там музей. Также около входа в учреждение стоит якорь, его хотели сдать на металлолом, но дети сказали, что он их вводит в состоянии уверенности в этой жизни.

1 / 4

Читинка временами была тоже судоходна, о чём свидетельствует название  одного из районов Читы - «Гавань».

Сейчас наши реки сильно обмелели и стали малопригодны для судоходства. Можно лишь предположить, что это связано с масштабной вырубкой лесов в верховьях Читинки и Ингоды. Теперь остаётся только сохранить приятные воспоминания и страницы этой истории. И надеяться, что когда-то станет возможным возобновить потерянное.