РАЗБОР С ПРИСТРАСТИЕМ: Наперегонки с прожиточным минимумом

Владимир Тихомиров / Экономика, 10:06, Вчера

Информационное агентство «Равенство Медиа» опубликовало рейтинг регионов России по уровню зарплат учителей в 2023 году. Что примечательно – в нём не только цифры заработных плат наших учителей, но приведены и показатели отношения зарплат к прожиточному минимуму регионов, качества обучения и др. во взаимосвязи.

 Выше зарплата - лучше качество обучения

Рейтинг опубликован аккурат перед Днём учителя, когда в адрес наших любимых педагогов было сказано столько громких и парадных слов о важности их работы!  Что говорить, заслужили наши отважные педагоги. Но вот когда знакомишься с официальными данными их зарплат, становится досадно, что высокие слова не совпадают с реалиями жизни.

Согласно рейтингу (он составлялся по данным Росстата), забайкальские учителя в минувшем году получали чистую зарплату в среднем в размере 38,1 тысяча рублей в месяц. Это 2,08 раза по отношению к прожиточному минимуму Забайкальского края, который составлял в то время 18,3 тысячи рублей. Но вот что важно.  Если величина зарплаты забайкальских педагогов находится где-то в середине рейтинга, то её отношение к прожиточному минимуму – в самом конце, наряду с регионами Северного Кавказа. И, как отмечает организатор рейтинга, там, где учителя беднее, зачастую хуже образование.  Здесь имеется прямая связь. Показатель качества обучения в наших школах, по данным Рособрнадзора, составляет 42 балла – и этот показатель находится в самом конце рейтинга, наряду с Карачаево-Черкессией, Кабардино-Балкарией, Чечнёй и Ингушетией, где зарплата учителей минимальна.

Насколько забайкальские учителя беднее своих коллег в других регионах, говорит, например, то, что средняя чистая зарплата учителей по России в прошлом году составляла 48,4 тысячи рублей, а отношение зарплаты к прожиточному минимуму было 3,1раза, в 2024 году этот показатель вырос до 4 раз. Почувствуйте разницу. Даже наши ближайшие соседи опередили забайкальских учителей и по величине зарплаты, и по отношению к прожиточному минимуму, и по баллам качества обучения. В Амурской области чистая зарплата учителей была в размере 51 тысячи рублей, отношение её к прожиточному минимуму 2,74 раза, качество обучения – 44 балла. А ведь этот регион по экономическому потенциалу примерно наравне с Забайкальским краем.  То же и с Республикой Бурятия.  Там чистая зарплата учителей была 43,4 тысячи рублей, отношение её к прожиточному минимуму 2,54 раза, а качество обучения 45 баллов. Не в пользу нашего края и аналогичные показатели в других регионах Дальнего Востока и Сибирского федерального округа, не говоря о центральной России.

Да, в первом полугодии 2024 года, по данным Забайкалкрайстата,  зарплата в области образования составила 54,4 тысячи рублей (правда с учётом налогов). Но и в других регионах она выросла, надо полагать, более значительно, поскольку точки отсчёта там выше. А ведь помнится, не так давно в Государственной думе обсуждалось предложение, что зарплата учителей должна быть уравнена по всей стране, поскольку она одинакова сложна и на Дальнем востоке, и в центре России. Но жизнь опять пришла в противоречие с благими намерениями власти.

 Указы и жизнь идут параллельно

Здесь вот что удивляет: двенадцать лет прошло после майского (2012 г.) указа президента страны, который давал чёткий ориентир – довести среднюю зарплату учителей до средней величины зарплаты по экономике региона. Впоследствии президент не раз говорил, что это положение никто не отменял и оно подлежит обязательному выполнению. И что же? Зарплата не только не достигла этого значения, но во многих школах разрыв становится ещё больше.

По данным Забайкалкрайстата в первом полугодии текущего года средняя заработная плата по региону составляет 79,3 тысячи рублей. В некоторых отраслях – таких как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, транспортировка и хранение – зарплата от 100 до 120 тысяч рублей. И пусть будет. Но почему же зарплата в области образования, вопреки Указу президента, составляет лишь 65%. Хотя сроки для подтягивания зарплаты учителей к среднему показателю по региону давно прошли. Кто-то же должен отвечать за выполнение федеральных указаний – или это вовсе не обязательно?

Школы, как известно, финансируются из регионального бюджета. В нём находят место и достойное финансирование проведение различных праздников, участие в международных форумах, в бессчётных поездках чиновников по регионам и в столицу и проч. А вот на выполнение указа президента в отношении зарплаты учителям – денег, якобы, нет. И Контрольно-счётная палата, и Общественная палата почему-то по этому поводу помалкивают.

Майские указы президента как бы не замечают и все о них забыли, как о некоем казусе в управленческой деятельности. Конечно, от них напрямую не отмахиваются – всё же это документ вышел из-под пера главы государства – но никто и выполнять не собирается. А потому обложили этот документ таким количеством различных ведомственных приказов и инструкций о стимулирующих коэффициентах, о подушевом финансировании школ и т.д., что указ Путина просто утонул в них, исчез, а учителям серьёзно прибавилось работы, чтобы получить хоть какую-то зарплату.

Сегодня ситуация в этой сфере такова: если что-то и может запутать наших педагогов, то это их собственная зарплата. Думаю, даже учителя-математики не каждый раз смогут решить уравнение со многими неизвестными в виде «повышающих коэффициентов и фондостимулирующих надбавок», которые им всё время предлагают бюрократы от образования. В них, видимо, заложена некая тайна. В результате реальная зарплата работников образования – это одно, а отчёты и расчёты бюрократов – это совсем другое. А разрыв в зарплатах между директорами школ и учителями – огромен.

В период празднования Дня учителя некоторые высокопоставленные лица приводили цитаты мудрецов о том, что битвы выигрывают не военачальники, а учителя средних школ. Не знаю, насколько верно это утверждение, но то, что экономические и нравственные основы страны закладывают именно учителя – это очевидно. 

Но тогда и оцениваться их труд должен достойно.