РАЗБОР С ПРИСТРАСТИЕМ: «Умаслить» цены

Владимир Тихомиров / Экономика, 09:49, Сегодня

Министр экономического развития Забайкальского края Жаргалма Бадмажапова объявила, что власти края подпишут с пятью торговыми компаниями края меморандум по сдерживанию цен на сливочное масло.

 Цены дубинке не подчиняются

Цены в последние месяцы растут почти на все продукты.  Но вот под пристальным вниманием властей края оказалось сливочное масло. Ещё две недели назад килограмм можно было купить за 1000 рублей, а теперь меньше чем за 1500 рублей не найдёшь.

И вот власти нашего края решили использовать старый, хоть и много раз скомпрометированный метод борьбы с ростом цен – подписать с торговыми компаниями некоего меморандума, где якобы закрепить правило не поднимать цены на продукты, а взамен оказывать поддержку бизнесу.  Этот метод применялся время от времени при всех губернаторах края, но, кроме симуляции усилий, показал свою полную несостоятельность. И в данном случае возникает вопрос: как пять торговых сетей могут справиться с конкурентной ценовой борьбой на рынке этого продукта? Продавцов масла в крае гораздо больше, чем тех, с которыми планируется подписать меморандум.

 Кроме того, во-первых, как может мониторинг цен (одно из обязательств власти) повлиять на ценовую политику – не совсем понятно, во-вторых, торговые сети, как правило, обещают недопущения «необоснованного» повышения цен, а в чём заключается «обоснованное» - понятие растяжимое. Да сколько угодно можно найти таких обоснований: резко повысили цены оптовики, увеличились тарифы на доставку товара, изменилась логистика, повысились цены на бензин или снова пошли вверх тарифы на тепло-и электроэнергию, на аренду торговых помещений… И тогда все объяснения в любви и верности между сторонами меморандума «расколются о быт».

Таким образом, суть соглашения, как показывает опыт, похожа на брачный контракт двух априори неверных супругов. Правительство края обязывается любить торговые сети (взаимодействовать с ними), следить за ценами (осуществлять мониторинг), и даже! – информировать население о ценах (что это такое -трудно сказать). Ну, а ритейлеры, со своей стороны, обещают тоже участвовать в мониторинге, а также сообщать правительству о планируемых изменениях этих цен.

То, что происходит сегодня с псевдожеланием власти положительно влиять на цены в розничной сети, напоминает прежнее время государственной экономики. Тогда была государственная торговля и цены тоже назначались государством. Но в государственных магазинах цены были низкими, а большинства нужных товаров и продуктов не было, дефицит был повальным. Поскольку в госторговле мяса, например, по цене 2 рубля за килограмм, как правило, не было, люди шли за этим продуктом на колхозный рынок, где продукты были, но цены в два, а то и больше раз – выше.  И вот, помнится, в Чите, на рынке местная администрация решила проявить заботу о простом советском труженике и у мясных прилавков вывесили таблички: «Цена на мясо – не более 3 руб. кг.». Не успела она это сделать, как все продавцы тут же покинули торговые ряды: никто не хотел продавать продукцию по явно заниженной цене, а все хотели торговать по ценам реальным, рыночным. То же нередко было и с картофелем, и с другой продукцией.

Что оставалось нам, потребителям? Только одно: ехать в ближайшие сёла и покупать там у «частников» продукты по высоким, но реальным рыночным ценам, что обходилось покупателям уже дороже и доставляло много хлопот. Вот так выходила боком нам «забота» местной администрации о народном благополучии.

 Меньше производство – больше цены

Если уж говорить о настоящей, а не симулятивной борьбе с ростом цен на продукты, в частности, на масло, то здесь и к знаменитым экономистам ходить не надо, всё лежит на поверхности. Вот у нас в крае производством масла занимаются только две коммерческие компании – «Макнер» и «Сивяковское»». Честь им и хвала. Но какую долю на рынке масла они занимают? Судя по незначительной годовой выручке (о ней пишет Минэкономразвитие на своих площадках) – процентов пять, не более. Остальной продукт завозится извне – из Брянской, Ульяновской, Псковской областей, из Алтая и Белоруссии… Дорожает логистика – идут вверх и цены. Это цепная реакция – резко дорожают и кондитерские изделия, иногда цены на них переписываются по два-три раза в неделю. Неужели наши власти с помощью меморандума могут влиять на этот процесс?

Ясно, что для реальной борьбы с высокими ценами нужно развивать собственное производство масла, создать в крае не две компании, которые производят этот продукт, а десятки. А для этого надо увеличивать производство главного сырья – молока, это очевидная вещь. В прежние времена Читинская область славилась производством молока, не даром оно называлось у нас марочной продукцией.

А что же сегодня у нас в крае? К сожалению, всё наоборот.  По данным Забайкалкрайстата, производство этого продукта динамично… падает. В январе-сентябре текущего года молока произведено 251 тонна, что на 5,8% меньше, чем в этот же прошлогодний период. А в 2023 году падение производства молока было около 5%.  При этом падает и поголовье коров в крае. А что касается надоев, то ничего, кроме горькой улыбки прежних зоотехников и доярок советских времён, они вызвать не могут: за 9 месяцев текущего года надой составил 948,4 килограмма на одну корову. Значит, за год этот показатель будет чуть больше 1000 килограммов. А автор этих строк хорошо помнит, что в Забайкалье доярки боролись за трёхтысячный надой от одной бурёнки за год (их называли трёхтысячницами и всячески поощряли и награждали), многое добывались надоев по 4000 килограммов молока, а отдельные (их было немного) и по 5000 килограммов на одну бурёнку. (пятитысячницы, они получали высокие государственные награды).

Ну, нынешнее руководство края о таких результатах и мечтать не может. Но добиться хотя бы не снижения, а увеличения производства молока в крае они могут? Способствовать созданию многих коммерческих структур по производству масла – могут? И создать при этом реальную конкуренцию завезённой продукции и снижения на этой основе цен.

Эти вопросы повисают в воздухе в тумане бесполезной суеты по заключению эфемерных меморандумов по регулированию цен, которым по большому счёту грош цена.