Сумки сдать!

Экономика, 08:49, 19 ноября 2008
Торопилась я тут на днях с визитом к дорогой свекрови. По пути надо было тортик к чаю купить. Забежала в магазин самообслуживания и - напрямки к кондитерской витрине. В руках у меня сумочка и полупрозрачный пакет с местной прессой - свекор любит почитать. Слышу, охранник кричит: "Женщина, оставьте вещи в камере хранения!". Я, зная свои права, отвечаю: "Не хочу". Быстро тортик выбрала и к кассе. А там охранник продолжает шуметь: "Вы что правила нарушаете? У нас частный магазин. Вы обязаны оставлять сумки на входе!" и давай проверять - по моему пакету с газетами руками хлопать. Попыталась я ему объяснить, что он неверно понимает свои обязанности, а он только слюной брызжет: "У нас частный магазин!"… А я не хочу и... имею право Понятно, что кражи - большая проблема магазинов самообслуживания, поэтому некоторые сотрудники охраны обязывают покупателей оставлять сумки в так называемых "ячейках". Однако не имеют на то никаких полномочий: сотрудник службы безопасности может обратиться к вам с предложением оставить вещи, но выполнять его или нет - ваше право. Во-первых, прием и хранение вещей относится к услуге, которую магазин оказывает для удобства покупателя. А любая услуга, пусть даже и бесплатная, не может быть навязана. Заставляя людей расставаться с их собственностью, администрация магазина нарушает принцип свободы заключения договора, который записан в ст. 421 Гражданского кодекса РФ. Во-вторых, ни в российском законодательстве, ни в правилах торговли нет основания, подтверждающего законность такого требования. В "Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" (от 17 марта 1994 г.) говорится: "Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретённых в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи". В-третьих, в магазине любой формы собственности, расположенном на территории РФ, действуют только одни правила - утвержденные правительством России. И других быть не может! По закону охранник имеет право остановить покупателя только в случае, если у него есть доказательства совершения им кражи, - видеозапись, например. Причём, всё, что он может сделать - это вызвать милицию и попросить(!) покупателя остаться на разбирательство. Проверять чеки, задерживать, а тем более обыскивать он не имеет права. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" говорит о том, что обыск - это оперативно-розыскное мероприятие, совершаемое только правоохранительными органами. Да и согласно ст. 27.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ производить досмотр может только сотрудник милиции в присутствии двух понятых, составив при этом протокол. Если незаконно обыскали вашу сумку - обращайтесь в ОВД по месту нахождения магазина (или жительства). Как подтвердила специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора Наталья Анатольевна Полуэктова, с заявлением можно обращаться и к ним (ул. Амурская, 109, тел. 26-24-17). Жалоба будет направлена в отдел лицензионно-разрешительной работы, где зарегистрировано охранное предприятие. Там сотруднику службы охраны вынесут предупреждение и оштрафуют согласно п. 4 ст. 20.16 КоАП РФ за "оказание охранных услуг с нарушением установленных законом требований" на сумму от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). За повторное нарушение в течение года охранник будет лишен права на работу на срок до трех лет. Если сотрудник охраны угрожал применить физическую силу или применил ее, он может понести уголовную ответственность по ст. 203 УК РФ "Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб" (от трех до пяти лет лишения свободы). То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права заниматься охранной деятельностью на срок до трех лет. А основной принцип правосудия? Частенько в магазинах самообслуживания висят объявления, что за вещи, которые сдаются в камеру хранения, магазин ответственности не несет. При этом пресловутые "ячейки" закрываются чисто символически. Как-то и сама я в одном из "маркетов" оставила вещи в ящике под номером 11, а на выходе, случайно конечно, сунулась в семнадцатый. И что вы думаете? Открыла ключом от одиннадцатого! В себя пришла, увидев чужую сумку. Закрывала потом эту самую "ячейку" дрожащими руками… Получается, что исчезнуть вещи могут запросто, а доказать их ценность будет трудно - опись ведь не составлялась. Правда, служба охраны говорит, что следит за кабинками. Но когда однажды я в одной из них забыла сумку с продуктами, думаете, меня кто-то вернул? За сумкой, вспомнив о ней только дома, я пришла часа через три. Вернулась, забрала и опять же меня никто не остановил. Хотя в случае потери вещей ответственность магазина можно доказать. Ведь согласно п. 2 ст. 887 Гражданского кодекса РФ, жетон (номер) приравнивается к письменной форме заключения договора. Значит, администрация магазина принимает на себя обязанность хранителя и должна обеспечивать сохранность вверенной ей вещи. Так что в случае кражи надо вызвать милицию, дождаться оперативника, написать заявление на возмещение ущерба, составить протокол, заверить эти документы и отдать копию в администрацию магазина. А в случае проблем с магазином - обращаться в суд. Но сколько потом придется бегать по этим судам? Так что если не дорожите своими вещами - оставляйте в "камере хранения". Я этого не делаю, так как к тому же считаю, что, навязывая эту услугу, магазин меня оскорбляет, априори считая нечестным человеком. А основной принцип правосудия - принцип презумпции невиновности (Конституция РФ ст. 49) у нас никто не отменял. Кстати, мне нравится, как в этом плане поставлено дело в магазине "Макси", где, соблюдая меры контроля установленной современной системой видео и теленаблюдения, не забывают о достоинстве покупателей. Там сотрудник охраны может вежливо предложить оставить вещи на хранение, но настаивать не будет: он понимает, что я знаю свои права.