ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

Владимир Тихомиров / Политика, 17:29, 18 марта
ОСОБОЕ МНЕНИЕ: Власть заплутала в критериях

Новый и.о. зампреда председателя правительства Забайкальского края Никита Гончар назвал одним из своих приоритетов создание единой системы оценки эффективности органов исполнительной власти.  Это, по его словам, позволит объективно анализировать результаты, своевременно выявлять проблемы и совершенствовать управленческие подходы.

Труднодоступное представительство

У молодого чиновника за плечами служба в федеральных органах власти и потому ему наверняка известно, сколько за последние годы было заявлено критериев оценки и глав регионов, и руководителей муниципальных органов.  От федеральной власти они исходили с завидной регулярностью и постоянно совершенствовались так же часто, как и ЕГЭ для выпускников средних школ. Но, возможно, Никита Александрович введёт такую систему оценки эффективности, что именно она и будет эталоном не только для нашего региона.

Ну, вот возьмём представительство правительства Забайкальского края, которое Никита Гончар пообещал сделать «доступным ресурсом» для всех жителей региона, где они смогут получить поддержку по широкому спектру вопросов.  Очень благородная задача.  Она озвучена администрацией президента ещё в 2021 году как основной критерий, то есть доверие населения региона к власти, в том числе самому губернатору. 

Заметим, что это «доверие» мы уже проходили во время двух последних выборов Александра Осипова на пост губернатора Забайкальского края. Отдельные сюжеты выборов до сих пор ходят в крае в виде анекдотов. О том, например, как многочисленная бойкая команда пиар-специалистов Александра Осипова, завезённая в том числе из других регионов, удачно подбирала соперников для главного претендента на высший пост края из числа малоизвестных перепуганных женщин из сферы общепита или подобострастных культработников и одновременно устраняла по разным надуманным причинам серьёзных претендентов. Так что поляна, где предстоит поработать в этом направлении новому и.о. первого заместителя председателя правительства региона довольно обширная.

Что касается «доступного ресурса» в лице исполнительной власти, то здесь, как представляется, также непаханое поле для Никиты Александровича.  Прошли времена, когда и журналисты, и другие граждане могли напрямую связаться с любым чиновником региональной власти и задать ему интересующие их вопросы. Сегодня всех отсылают в пресс-службы, в так называемый Центр по управлению регионом, работники которых и сами не всегда способны ответить. Стало привычным для чиновников и депутатов запираться в свои кельи и кулуарно обсуждать вопросы, которые вовсе не являются чем-то секретным.

Впрочем, это беда не только нашего региона. Например, спикер Госдумы Вячеслав Володин, оказывается, зело обеспокоен поведением чиновников. В недавнем интервью он предложил тестировать чиновников… на гуманизм. Он выдвинул идею, что законодателям следует рассмотреть вопрос о введении психологических тестов при приеме на работу в органы власти. Тесты, по мнению Володина, должны подтверждать наличие у кандидатов в чиновники способности к состраданию. Подобные исследования, по выводам депутата, должны определить у чиновников и депутатов наличие таких качеств, как человеколюбие, восприимчивость к чужой боли и способность сопереживать.

 Возможно, Никите Гончару эта идея поможет в выработке критериев оценки эффективности органов власти.

Результат превыше оценок

Пока наш новый первый зам председателя краевого правительства разрабатывает систему оценки эффективности органов исполнительной власти, такая система уже два года как действует. Как сказано в сообщении правительства РФ, изменения коснулись шести методик расчета эффективности. В частности, это «Качество городской среды»,  «Качество окружающей среды» (повышены требования к работе с отходами), «Цифровая зрелость» (теперь уровень устанавливается для каждого субъекта в отдельности, раньше он был общим). Показатели должны отражать успехи региональных властей в достижении национальных целей развития, утвержденных Президентом России. При этом субъекты, продемонстрировавшие лучшие результаты, смогут рассчитывать на дополнительные дотации от федерального центра», отмечается в сообщении. Всего оценка эффективности региональной власти включает 38 методик: 19 касаются расчета показателей за предыдущий год, остальные используются для установления целевых значений на будущее.

Но, заметим от себя, какие бы оценки и методики не фигурировали в отчётах, главные всё же остаются за итогами социально-экономического развития региона. Что же сегодня мы здесь имеем? Минувший 2024 год не принёс нам достойных результатов. Забайкалкрайстат беспристрастно фиксирует снижение показателей в строительной сфере, в сельском хозяйстве, в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности по сравнению с предыдущим годом.  Наплаву сфера промышленности – и то только за счёт добычи полезных ископаемых (занимает в объёме промышленности региона 75,5%). Да, растёт средняя зарплата забайкальцев, но в целом у большинства населения она не поспевает за бурно растущими ценами, особенно на продукты питания, так что уровень жизни не повысился.

Если уж серьёзно говорить о системе эффективности исполнительной власти, то, думается, новый высокопоставленный чиновник должен обратить внимание на то, что в крае региональная власть не объективно оценивает свою деятельность, замалчивая серьёзные прорехи в экономике и социальной сфере. Мы постоянно слышим исходящее от неё бахвальство с перечислением успехов и достижений. Но как быть с теми негативными итогами, которые край имеет по факту? Неужели не замечать?

Но тогда что будет представлять из себя вся создаваемая система оценки эффективности органов власти?