НА РАЙОНЕ: Елизаветино - голоса жителей, история и борьба за выживание

Никита Кондратьев / Общество, 11:31, 15 апреля

Село Елизаветино, затерянное в 67 километрах от Читы на берегу реки Оленгуй и Нарым, десятилетиями сохраняет дух истории и кинематографической славы. Но сегодня его жители говорят не о прошлом, а о настоящем, которое буквально трещит по швам под колёсами грузовиков.

«Мост нужно было давно уже отремонтировать. Он опасный. У нас ездят и большие машины с лесом… Ломается подвеска, сайлентблоки, подшипники — всё летит», — с горечью делится местный житель, стоя у переправы через реку Нарын, которая стала символом безысходности.

1 / 4 «Здесь снимали «Даурию», а сейчас даже автобус не ходит»: история против реальности

Основанное в 1803 году по указу Павла I, Елизаветино переживало расцвет в советские годы: в 1969-м его улицы превратились в съёмочную площадку легендарной «Даурии». Но нынешняя реальность диктует другие правила. Добраться или выбраться из населённого пункта - та ещё проблема.

Единственный автобус ходит только пару раз в неделю. Виной всему - опасный мост и убитые дороги.

«Ходит только в среду туда и обратно. В выходные… в пятницу из города до Верх-Нарыма доезжает к вечеру, в воскресенье обратно. Людям-то как быть?», — объясняет местная жительница Елена Непомнящих.

Зимой, по её словам, дороги хоть «снегом завалит маленечко», а летом ямы превращаются в ловушки: «Совсем страшно ехать».

1 / 6 «Доски постелили неправильно!»: как строили мост-невидимку

Мост через Нарым, возведённый в 2013 году, стал не спасением, а проклятием. «Настил изначально постелили неправильно! — возмущается мужчина, представившийся Василием. — Стелить надо по диагонали, а они как? Поперёк! Строители, видно, учебник не открывали».

Заказчиком объекта была печально известная Служба единого заказчика, позже разделённая на три структуры.

«Власти Забайкалья не хотят работать, — бросает Елена. — Каждый занимает не своё место. Денег всем надо, но чтобы отремонтировать дорогу на 20 лет и мост — нет, только заплюют ямы асфальтом и досками».

Ремонт 2024 года лишь усугубил проблемы: прогнившие доски кое-где заменили, но кардинально ситуацию это не изменило. По рассказам местных жителей, ремонт моста запланирован только на 2027 год, но они уверены, что до того времени он не простоит.

1 / 3 «Не мост, а символ»: что дальше?

Мост в Елизаветино — не просто инженерный объект, а символ системного кризиса инфраструктуры Забайкалья. Без срочных мер село, имеющее богатую историю и культурное наследие, рискует оказаться в изоляции.

Как отметила местная жительница Елена Непомнящих: «Денег всем надо, но за эти деньги можно отремонтировать дорогу, чтобы хватило на лет 20».

Время покажет, услышат ли этот призыв те, от кого зависит решение. 

А пока... Ровной дороги, добра и удачи!