Потребиллер из Забайкалья: как человек кошмарит бизнес, прикрываясь законом
Наше сегодняшнее расследование связано с деструктивной деятельностью одного человека, а сама история могла бы послужить сценарием для драмы. Ее главный антигерой – некий Михаил Т. – в глазах суда является «добросовестным потребителем», а для десятков местных предпринимателей – настоящий кошмар. Систематически, из месяца в месяц, он использует благие цели закона «О защите прав потребителей» как оружие для собственного обогащения. Эта схема, отточенная до автоматизма, приносит ему сотни тысяч рублей, в то время как честный бизнес несет убытки и тратит ресурсы на бесконечные суды. Как один человек превратил правовое поле в площадку для своих корыстных планов и как его остановить? Мы публикуем историю вероятного «потребительского террориста» как она есть, используя комментарии пострадавших.
Схема X: пошаговая инструкция злостного потребителя
Основываясь на комментариях юристов пострадавших компаний, можно детально восстановить алгоритм действий потребителя Михаила. Это не спонтанные жалобы, а продуманный план, построенный на знании слабых мест законодательства и судебной системы.
О нем нам рассказали предприниматели, а сама схема может меняться, но незначительно.
Шаг 1: Целевая «покупка».
Наш «потребитель» сознательно выбирает сетевые магазины и приобретает в них подарочные сертификаты на крупные суммы – обычно от 100 тысяч рублей и более. Покупки совершаются не случайно, а в строго определенные периоды – чаще в конце или середине месяца. Это связано с банковскими программами кэшбэка. Поскольку операция проходит как обычная покупка (например, в канцелярском магазине), банк начисляет ему 5% возврата. Уже на этом этапе он получает первый доход.
Шаг 2: «Ошибочный» возврат.
Спустя несколько дней гражданин Т. возвращается в магазин, чтобы вернуть сертификаты. Он пишет заявление о возврате, но намеренно искажает в нем данные: указывает неверные реквизиты или пишет заявление на ИП вместо ООО (или наоборот).
«Это чтобы компания не могла рассмотреть это заявление», – поясняет юрист сети «Генезис».
Цель мужчины одна: создать административную преграду и сделать невозможным своевременный возврат денежных средств в досудебном порядке.
Шаг 3: Срыв претензионного порядка.
Согласно закону, перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядок урегулирования спора – направить претензию. И здесь хитрец формально его соблюдает, но направляет в адрес компаний… пустые конверты или конверты с салфетками.
«Вроде что-то пришло, а почему-то пришел конверт с салфетками. Зачастую магазины не знают, что у них идут судебные разбирательства», – отмечает юрист.
Таким образом, предприниматели лишаются возможности вовремя отреагировать на иск и что-то сделать. «Потребитель» перекрывает бизнесу пути решения проблемы ради собственной выгоды.
Шаг 4: Судебный конвейер
Не дождавшись ответа на свою «претензию», гражданин Т. подает иск в суд. И здесь в полной мере раскрывается его цель. Помимо суммы за сертификаты, он заявляет компенсацию морального вреда в размере 30-50 тысяч рублей, а также штраф суда, предусмотреный законом о защите прав потребителей.
Данный «потребитель» является профессиональным участником процесса. Он присутствует на всех заседаниях, в то время как представители бизнеса, не получив вовремя уведомления, зачастую не могут обеспечить на них явку. Суды, видя перед собой «потребителя» и формальные нарушения со стороны магазина, часто встают на его сторону. И это еще одна уловка, которая помогает вести подобную деструктивную деятельность.
Скрытая уловка: сознательное препятствование возврату.
Даже если магазин пытается вернуть деньги напрямую, «потребитель» создает препятствия. По правилам ЦБ, возврат на карту осуществляется при приложении той же карты к терминалу. Гражданин Т. прикладывает карты других банков. На прямой вопрос суда, какой картой он платил, следует ответ: «Не помню, у меня их много».
Деньги в таком случае не могут быть зачислены, а вину за просрочку возврата суд возлагает на магазин.
Голос жертвы: история «Генезиса»
Сеть книжно-канцелярских магазинов «Генезис» стала одной из многих мишеней гражданина Т. Его схема была отработана и здесь. После покупки сертификатов последовало заявление с ошибками, пустой конверт вместо претензии и судебный иск.
«У него не было цели приобрести что-то в нашем магазине. При наличии этого обстоятельства и системности покупок, здесь нет потребительских отношений, это уже чистое злоупотребление правом», – объясняет ZAB.RU юрист компании.
Сложности были и с возвратом денег.
«Он препятствует всячески возврату денежных средств. Таким способом и зарабатывает. По выписке гоняет эти деньги с кредитки на другой счет. Для банков он по сути не мошенник», - добавляет юрист.
Поэтому даже вернуть деньги спокойно не получается, что идет на руку такому «клиенту».
В суде Михаил потребовал компенсацию морального вреда и заявил, что испытывал сильные страдания: по его словам, он не доедал, так как не хватало денег на базовые продукты, «ни на хлеб, ни на молочко».
Абсурдность этих заявлений становится очевидной, если учесть, что «страдания» кончились через полчаса, когда он совершил покупку сертификатов на 60 тысяч рублей. Несмотря на это вопиющее несоответствие, суд частично удовлетворил его требования. В общей сложности, с сети «Генезис» «потребитель» получил более 150 тысяч рублей.
Да только никакой это не «потребитель», а «потребиллер». В решении по гражданскому делу его так и называют, так как налицо злоупотребление Законом «О защите прав потребителей».
Суд в своем решении не увидел главного, а бизнес снова пострадал.
«Кари» и другие: как растиражировать схему против предпринимателей
История с магазином «Генезис» – не единственная. Показателен пример обувной сети «Кари», где потребиллер действовал по идентичному сценарию.
Директор магазина подтверждает: «Схема здесь простая: приходит, делает сертификат, потом делает возврат... Если ему отказывают, он подает исковое заявление». Примечательно, что в «Кари» сотрудники также отметили подозрительное поведение клиента.
«Он сказал, что берет сертификаты своим родственникам, близким, знакомым, «хочу их порадовать», а в конце приходит потом делать по ним возврат», – объясняет директор.
Как и в других случаях, «клиент» выбирал для своих «покупок» праздничные дни – 8 Марта, 23 Февраля, конец декабря.
«Он приходит в основном перед праздничными днями... Естественно, у нас сотрудники задались вопросом», - сообщили в магазине.
Это подтверждает системный и расчетливый подход со злым умыслом: в суматохе праздников выше шанс, что формальности не будут соблюдены столь тщательно. Директор «Кари» также указывает на важную деталь эволюции методов нашего антигероя.
Оказывается, изначально он «тренировался» на дорогой кожаной обуви.
«Он даже не примерял обувь, он просто заходил, выбирал одну модель, три разных размера... Брал для больного родственника», – вспоминает представитель магазина.
Покупка с последующим возвратом нескольких пар одной модели – явный признак «прогона» схемы. Однако срок возврата обуви (14 дней) оказался для «покупателя» слишком коротким для получения максимальной выгоды. Тогда он переключился на подарочные сертификаты, которые можно вернуть в течение года, что идеально вписалось в его «план-капкан».
Почему потребиллер до сих пор на свободе?
Анализ судебной практики Забайкальского края шокирует: некий Михаил Т. был истцом как минимум в 155 гражданских делах. Это не просто активный потребитель – это его профессия. Почему же механизм правосудия не может его остановить?
Здесь мы отмечаем, что полиция не дала должной реакции на одно из заявлений. Некоторые пострадавшие предприниматели подавали заявления в полицию, но получали отписки о том, что это «гражданско-правовые отношения». Для возбуждения уголовного дела нужна массовость и доказательство умысла, которые, по мнению правоохранителей, отсутствуют.
Также мы отмечаем и перекос в защите прав. Закон изначально написан для защиты слабой стороны – потребителя. Этот гражданин мастерски использует эту норму, притворяясь «слабым», хотя на самом деле ведет профессиональную деятельность ради развода бизнеса на деньги.
Только на сайте Черновского суда есть решения, когда несколько раз дело потребиллера рассматривал один и тот же судья, который уже начинал отказывать ему. Он лишь частично удовлетворял исковые требования, так как по всей видимости увидел подвох в такой деятельности.
Все другие суды не были столь внимательны, поэтому потребиллер выигрывал дела.
И наконец, одной из причин подобного явления стало отсутствие консолидации бизнеса. Пока каждый предприниматель борется с «потребиллером» в одиночку, у него есть преимущество. Массовые заявления от пострадавших могли бы заставить правоохранительные органы изменить свою позицию. Показательно, что в комментариях журналистам ZAB.RU бизнес показал готовность поддержать коллективную жалобу.
«Если будет такая коллективная жалоба, то мы готовы подписаться под ней», - сказали нам в «Кари».
Терпению пришел конец
История потребителя Т. – это не просто частный случай, а симптом серьезной болезни правосудия в отношении предпринимателей. Она демонстрирует, как лазейки в законодательстве могут быть использованы во вред тем, кого оно должно защищать – честному бизнесу. Его схема – это не защита прав, а наплевательство на нормы закона и злоупотребление им.
Выходом могло бы стать создание базы недобросовестных покупателей и более тщательная проверка подобных исков судами. Но ключевой шаг – это консолидация усилий. Пострадавшим предпринимателям Забайкалья, десяткам других жертв потребиллера, необходимо объединиться, собрать доказательную базу и массово обратиться в правоохранительные органы.
Только когда число жертв и сумма ущерба перестанут быть разрозненными эпизодами, а сложатся в картину системного беспредела, у закона появится шанс наказать того, кто так долго прикрывался им.