Почему так трудно получить водительское удостоверение — взгляд изнутри системы
Среди отвлечённых тем для разговоров есть одна, которая никогда не остаётся без внимания и обсуждений — получение водительского удостоверения. Историй на эту тему множество: кому-то удаётся получить права почти сразу, а кто-то тратит на заветный документ годы и десятки тысяч рублей. Неудивительно, что в сознании многих людей прочно закрепилось мнение, что сегодня сдать экзамен и получить права — сложно и дорого.
Тема вызывает множество домыслов — кто-то винит некачественное обучение, жесткие требования и сложные маршруты. Однако популярной среди народа остаётся версия о коррупционной схеме. Многие уверены: инспекторы автошкол и ГИБДД специально занижают оценки, чтобы кандидаты шли на повторные, платные пересдачи.
Например, вот как описывают свой опыт пользователи Reddit (международной платформы, где люди обсуждают разные темы):
«Теорию сдал сразу. Вождение заваливают самым наглым образом! У меня были права только иностранные. Стаж вождения с 1992 года. Просрочил замену. Кто не платит, тот не сдает. Сам буду сдавать четвертый раз»;
«Есть причём очень спорные нарушения, которые инспектор может назвать, вроде неуверенного вождения. Когда слушаешь разные истории об экзаменах и автошколах, правда думаешь, что это просто способ зарабатывания денег»;
«20 лет назад было реально сдать, сейчас нет»;
«И совершенно верно подметили, что усложнение правил сдачи экзамена играет на руку коррупционерам, так как всегда есть способ завалить человека по всем правилам»;
«В ГИБДД теорию и площадку сдал с 1 раза, а в городе валят, например: неуверенно вождение, снятие баллов за поворотник на изгибах, где не ясно вперёд идёт дорога или там прилегающая территория, или наберите максимальную возможную скорость, а затем резко команда "развернитесь на перекрестке", когда заблаговременно занять левую полосу уже невозможно из-за сплошной линии разметки. Сдавал 5 раз, затем закончились 6 месяцев и перестали действовать сданная теория и мед. справки. В 2020 году инструктор косвенно намекал на взятку размером примерно 25 т.р.».
Чтобы отделить факты от домыслов, мы решили узнать мнение тех, кто видит процесс изнутри — сотрудников ГИБДД. В вопросе нам помог разобраться начальник межрайонного экзаменационного отдела Госавтоинспекции России по Забайкальскому краю Сергей Бармакин, имеющий 29-летний стаж работы в системе.
Расскажите о главных изменениях в процедуре сдачи экзамена за последние (2021 и 2024) годы?
Раньше экзамен делился на три части: теория, площадка и город. Сейчас всё проще — осталась теория и единый практический экзамен. Площадку и город объединили, теперь все упражнения выполняются за один раз. Для кандидатов это удобнее — не нужно отдельно записываться на второй этап, всё проходит сразу.
Как вы считаете, современный экзамен стал сложнее или проще для кандидатов по сравнению с тем, каким он был 5-10 лет назад? В чем принципиальная разница?
Да, экзамен действительно стал сложнее. Раньше кандидатам не требовалось выполнять обязательные манёвры. Теперь же в практическую часть включены такие элементы, как обгон, разворот, проезд перекрёстков и пешеходных переходов. Экзамен длится около 30 минут, а при необходимости — и дольше. Поэтому могу сказать, что сейчас сдавать стало действительно труднее.
По вашему опыту, что чаще всего мешает кандидатам успешно сдать экзамен с первого раза: незнание ПДД, волнение или недостаточные навыки вождения?
Во-первых, несомненно, волнение. Человек садится в машину, видит людей в форме, и всё, впадает в оцепенение. Второе, мягко говоря, не совсем хорошая подготовка. Думаю, что некоторые автошколы готовят людей недостаточно, бывает даже не все часы дают накатывать (положено 56 часов). Начинаешь разговаривать с кандидатом, он накатал как минимум половину, ну то есть он просто не готов.
Случалось ли вам видеть кандидатов, которые идеально знали теорию, но постоянно проваливали практику, или наоборот?
Да, бывали кандидаты, которые идеально знают правила, но с практикой у них большие трудности. Бывает, срок действия теоретического экзамена заканчивается, и они снова приходят пересдавать. За несколько минут до экзамена человек безошибочно прорешивает все билеты ПДД, выходит и опять не может сдать практику.
По моим наблюдениям (я сам раньше работал экзаменатором), тут всё просто: кому-то дано водить, а кому-то — нет. Помню одного кандидата из района, он сдавал больше полутора лет. При переключении передачи просто отпускал руль, смотрел на педали и пытался на ощупь включить скорость. Ни на дорогу не смотрел, ни за руль толком не держался.
Замечаете ли вы разницу между мужчинами и женщинами в манере вождения на экзамене?
Резкой разницы нет, но девушки ездят поаккуратнее и получше сдают. По возрасту — молодежь ездит лучше (20-25 лет). Приходят люди в годах, которым за 30, ближе к 40, им тяжеловато сдавать экзамены.
Бывают и пенсионеры, которым допустим, срочно понадобилось возить что-то на дачу. Им тоже непросто. Во-первых, тяжело даётся теория — всё-таки это поколение, которое с компьютером на «вы». А тут нужно не только разбираться в вопросах, но и нажимать кнопки, да ещё укладываться во время. Сначала они привыкают к компьютеру, а уже потом начинают вникать в сами задания.
Из-за объединения этапов «площадки» и «города» кандидаты теперь выполняют манёвры (параллельную парковку, заезд в бокс) в потоке машин. Стали ли кандидаты чаще испытывать стресс и допускать ошибки именно на этих элементах?
Мы с коллегами пришли к выводу, что самая основная ошибка — это игнорирование переключения указателей поворотов. Не хотят или забывают. Просто кандидат как ехал, руль повернул и дальше поехал.
И вторая беда — это невыполнение команды. Когда люди в оцепенении, они не слышат команды вообще. Вот им инспектор говорит, а кандидат не реагирует. Соответственно, останавливаешься, выставляешь невыполнение команды, оценка — не сдал.
При этом, если кандидат набирает семь баллов — всё, экзамен не сдан. Да, порог повысили, но вместе с этим изменили и систему оценок: теперь за некоторые ошибки начисляется больше штрафных баллов. До семи включительно — сдал, семь и выше — не сдал. Например, за невключённый поворотник дают три балла. Не включил дважды — уже шесть. Добавилась ещё мелкая ошибка — и всё, экзамен провален.
А бывают такие спорные моменты, когда где-то надо один маневр совершить, а там, допустим, на дороге какие-то раскопки идут?
Нет, такого нет, уже давно обговаривали эту тему. Инспектор, прежде всего, ориентируется, может кандидат, либо не может в данном условии и месте выполнить тот или иной маневр. Грубо говоря, не подает невыполнимых команд. Это запрещено. У нас же всё на видео фиксируется, и если кто-то поступает с жалобой, просматриваем и определяем. Могу сказать, что такого давно не было.
Какое на вашей практике самое большое количество раз один человек пересдавал экзамены?
Одна девочка три года ходила, пыталась сдать 57 раз. 15 раз сдавала теорию, 16 первый этап, остальные 26 — второй этап. Так и не сдала. Видимо действительно не дано человеку.
Ещё есть мнение, что если в Чите или в каком-нибудь крупном городе не можешь сдать, можно уехать в район, там вроде как полегче права получить, так ли это?
Я сомневаюсь, что в районе сильно легче. Требования всё же едины. Просто нельзя как раньше — теорию сдал в одном месте, практику в другом. Сейчас всё в одном месте сдаётся, от начала и до конца. Если я начал сдавать в Чите, я обязан всё это сдать в Чите. Если куда-то в район поехал, заново создаётся заявление, заново оплачивается госпошлина, предыдущее заявление закрывается.
А если, скажем, человек сдал теорию в Чите, а потом переехал в другой город. Ему всё равно нужно здесь закончить экзамены?
Да, нужно закрыть заявление в Чите, отказаться от оказания госуслуг. В новом городе создают новое заявление, но видят, что старое ещё не закрыто. Если оно «висит» в системе, заставят сначала закрыть его. Даже если здесь теория уже сдана, пересдавать придётся заново. И госпошлина, и заявление — всё оформляется с нуля.
Часто ли ученики попадают в аварии и кто тогда возмещает ущерб?
Не часто — раз или два в год, не больше. Учебные автомобили, как правило, застрахованы. Причём страховка на них очень дорогая, поэтому автошколы, конечно, недовольны. Но расходы покрывает страховая компания — кандидат в водители ничего не оплачивает.
Какой процент кандидатов в Забайкальском крае сдают с первого раза?
С первого раза 13%. В 2014 году, когда только административный регламент ввели в действие, было 7%, а сейчас до 13% поднялся.
Зависит ли успех сдачи экзаменов от автошколы в которой учился, и есть ли в Чите негласный рейтинг лучших школ?
Рейтинг сейчас не ведется. Раньше он был размещен у нас на сайте, но сейчас другая система прорабатывается.
Да, автошколы не все, скажем так, одинаково готовят, кто-то, мягко говоря не очень. Набирают группу, предоставляют им право сдать теорию и один раз практику, потом документы отдают и иди сам записывайся, очереди огромные из несдавших. Если 13% сдают с первого раза, то соотвественно из 100 человек 13 сдало, 87 на повтор и так каждый день. Мы же не можем брать и выпускать тех, кто не умеет водить. Они потом вон без прав и ездят и попадают в аварии. Это не вина сотрудников Госавтоинспекции, если они теорию выучили на автопилоте, даже не вникая порой, а в дорожной ситуации не научились ориентироваться.
По вашему мнению, есть какие-то недостатки в экзаменационной системе?
Думаю, нет. Регламент ввели в 2014 году, и почти каждые два года в него вносились изменения. Сейчас, на мой взгляд, документ максимально приближен к реалиям, которые мы видим на дорогах. Законодатель адаптирует требования под современные условия и особенности транспортного потока, поэтому изменения вносятся регулярно. Причём все решения принимаются не случайно — они основаны на анализе ситуации, в том числе со стороны сотрудников Госавтоинспекции.
Можете сказать, часто ли встречаются на дорогах водители без водительского удостоверения?
Часто. За 9 месяцев 2025 года в Забайкалье привлечено 10 391 человек по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления). Сумма штрафа варьируется от 5 до 15 тысяч рублей.
Что бы вы посоветовали кандидатам для успешной сдачи экзамена?
Я думаю, все-таки выбрать нормальную автошколу и отучиться от начала и до конца. Если понимаешь, что этого недостаточно, взять дополнительные уроки. Чтобы ты понимал и чувствовал, что готов. Первые три попытки идут с промежутком в семь дней, начиная с четвёртой — через полгода. Через полгода человек приходит и вообще все забывает.
Знаете, есть такое мнение, что мы «валим» на экзамене. Но нам зачем это надо? Во-первых, каждый инспектор, который принимает экзамены, он оснащен носимой камерой, плюс видеокамерой в машине. Так что люди могут спокойно жаловаться, писать, обжаловать. Мы же всё откроем, посмотрим, покажем ошибки.
А жалуются?
Обжалуют, конечно. Когда человек не сдал третий раз и знает, что у него попытка через полгода, он начинает жаловаться. Причем зная, что неправ. Вот пришел в кабинет ко мне, рассказывает одно, а видео смотрим — там в 90% случаев всё по-другому. Так что наличие видеокамеры в машинах — это очень большой плюс.
При спорных ситуациях проводится комиссионная проверка. Если кандидат подаёт жалобу, комиссия рассматривает её в установленном порядке: поднимаются видеозаписи экзамена, анализируются действия экзаменатора и самого кандидата. После этого комиссия выносит решение и направляет заявителю официальный ответ.
Правда ли, что летом сдавать экзамены легче, чем зимой?
Скорее комфортнее. Зимой ты простоял два часа на морозе, у тебя замерзли ноги, садишься в машину и тебе некомфортно, мягко говоря. Поэтому да, летом и весной лучше сдавать. И чаще стремятся летом попасть, однако прям огромного наплыва нет, всё равномерно.