Думские угодники
Сразу после выступления Александра Осипова с отчётом перед депутатами Заксобрания в конце ноября, ряд народных избранников выступил на своём официальном сайте с панегириками главе региона о его «замечательной работе» по развитию края. Но как стыкуются их хвалебные оценки с реальным положением?
Устойчивая поступь… под гору
Вот депутат Михаил Якимов, как нам рассказывает сайт Заксобрания края, отметил, что поддержка правительства позволила повысить эффективность сельхозпроизводства в Забайкалье. Благодаря финансированию, говорится далее, улучшилась зимовка животных и выросла урожайность зерновых культур.
Откуда у депутата такие данные? Разве что из выступления самого губернатора перед депутатами. Он без обиняков сообщил в докладе, что сельское хозяйство, несмотря на природные трудности, демонстрирует устойчивое развитие. Для поддержки аграриев в 2024 году выделен 1 млрд рублей, а общие расходы за 6 лет составили 7,5 млрд рублей.
Если верить на слово и депутатам, и губернатору, то можно порадоваться – ситуация в отрасли прекрасная. Но если посмотреть на объективную обстановку в сельском хозяйстве, то по данным Забайкалкрайстата увидим, что в 2024 году наблюдался устойчивый спад производства в сельскохозяйственной отрасли по отношению 2023 года. Может быть, ситуация выправляется в текущем году, что даёт депутатам и главе региона положительно отзываться об отрасли? Но вот снова официальные данные статистики. В текущем году в первом квартале произведено продукции сельского хозяйства 88,1% к тому же периоду прошлого года, во втором квартале – 92,4%, в третьем квартале – 91,9%. Где же здесь устойчивое развитие, как утверждает губернатор?
Незадолго до выступления губернатора перед депутатами Контрольно-счётная палата опубликовала на своём сайте доклад «Анализ эффективности мер государственной поддержки, направленных на развитие агропромышленного комплекса». (Он, кстати, был отправлен и в Заксобрание, и в исполнительные органы). Что же мы там видим, какое развитие АПК и господдержку? «Общее увеличение объема государственной поддержки АПК за последние три года выросло всего на 14,9%, что с учетом инфляции свидетельствует об отсутствии динамики роста», - говорится в докладе. Так что особо хвалиться увеличением господдержки нельзя. Далее, утверждает КСП, с 2024 года приоритетом при оказании государственной поддержки сельхозпроизводителям является не наращивание объемов сельхозпродукции, а поддержание на достигнутом уровне. Вместе с тем, в Соглашениях на предоставление субсидий из федерального бюджета в качестве результата указывается требование о приросте объема реализации сельскохозяйственной продукции в отчетном году по отношению к предыдущему году, что коррелирует с целями Госпрограммы РФ и, соответственно, Госпрограммы Забайкальского края. Но, как мы отметили выше, в крае видим не прирост, а спад производства сельхозпродукции. Это выражается и в том, что снижение численности хозяйств в нашем крае влияет на снижение производства различных видов продукции, что в свою очередь сказывается на недостаточном обеспечении населения края местной продукцией. То есть скота и птицы на убой, констатирует КСП, в 2024 году произведено всего 94, 3% по сравнению с предыдущим годом, а молока - 95,7%.
И такую динамику мы наблюдаем ежегодно, 2025 год не исключение. Надо отметить, что большую часть продукции – 76,3% - произвели хозяйства населения, а сельхозпредприятия – только 13,7%. Снижается поголовье скота, поскольку у населения есть трудности в реализации мяса, а потребкооперация почти не работает.
Странно выглядят утверждения и губернатора, и депутатов о том, что господдержка эффективна. Но вот сотрудники КСП на основе серьёзного анализа пришли к выводу, что «в настоящее время краевая государственная политика в части поддержки производства и переработки молока отсутствует, что негативно влияет на обеспечение региона молочной продукцией собственного производства».
А как насчёт утверждения депутата Михаила Якимова, что выросла урожайность зерновых культур? Но как она может вырасти, если согласно заключению КСП по кадастровым данным, площадь под сельхоз угодья снижается, как и площадь земель под сельскохозяйственные назначения. В результате производство продукции растениеводства в крае тоже снижается.
И, конечно, возникает вопрос к депутатам Заксобрания – на каком основании они утверждают, что растёт эффективность сельского хозяйства? А депутат Юлия Жирякова и вообще увидела, что «удалось достичь роста экономики» Хотя кроме горнорудной промышленности мы видим в 2025 году спад производства по большинству отраслей.
И «забайкальский крест» не заметили
Депутат Олег Бянкин, в здравом уме и полной памяти, подчеркнул «снижение числа аварий в ЖКХ региона благодаря инвестициям и эффективной работе властей». Он также указал на «позитивные перемены в промышленности и социальных проектах, особо отметив прекращение оттока населения как ключевой индикатор успешной региональной политики».
Что тут скажешь? Ведь не с другой планеты явился на забайкальскую землю депутат – вся информация и по ЖКХ, и по состоянию численности населения у него под рукой, в том же проекте краевого бюджета. На счёт оттока населения из нашего края депутату полезно было бы заглянуть в текст проекта бюджета края, который он будет в скором времени принимать. Там прямо даётся прогноз состоянию численности населения Забайкальского края. На следующий 2026 год ожидается количество населения в крае 971,8 тысячи человек (на начало текущего года зафиксировано 983,8 тысячи, то есть за год теряем 12 тысяч человек), в 2027 году ожидаем 964,3 тысячи, а в 2028 году – 957,9 тысячи забайкальцев. Спад налицо, так по какому поводу ликование? Думается, депутат просто хотел сделать приятное губернатору. А иначе как расценить его утверждение, что в крае прекратился отток населения?
Что касается ЖКХ, то депутат Госдумы Андрей Гурулёв, который постоянно бывает на местах и всерьёз занимается этими проблемами назвал сферу жилищно-коммунального хозяйства главной проблемой Забайкальского края. Постоянно отмечает аварии в котельных, холод в квартирах, в объектах социальной сферы многих городов и посёлков, перебои с поставкой угля для котельных. Он не раз говорил об отсутствии четкой стратегии решения проблем ЖКХ. Утверждал: ситуация настолько сложная, что нужны чётко обозначенные приоритеты в её решении. Да и все мы видим: зима только началась, а жалобы населения об отсутствии тепла в квартирах, в том числе в самой Чите, идут со всех сторон. В ряде районов Читы уже пришлось вмешиваться прокуратуре, проводить проверки. Можно уже сейчас посоветовать депутату Бянкину поехать в Чернышевский район и поговорить с работниками ООО «СПК Чернышевск» и ООО «СПК Жирекенское», дающих тепло в социальные объекты, и которые оценивают функционирование котельных как критическое.
Или вот депутат Юлия Жирякова заявила о том, что правительство региона «уделяет особое внимание сохранению семейных ценностей и населению края». Как говорится, вашими бы устами да мёд пить. У нас в крае сколько семей создаётся, столько и распадается. Главная семейная ценность – дети. Они появляются на свет в наших молодых семьях реже, чем люди в регионе умирают. То есть налицо так называемый «забайкальский крест». Чему же радоваться?
Есть и другие несуразности в оценках депутатов работы регионального правительства и губернатора. Очень печально. Ведь народные избранники должны защищать интересы своих избирателей и реально оценивать ситуацию в крае. У нас же получается, что они видят своё предназначение в том, чтобы расточать панегирики исполнительной власти, особенно губернатору.
Кому от этого польза?