России нужна новая школа
Общество, 08:01, 3 декабря 2008
7 ноября в Новосибирске проходил съезд работников образования, где присутствовало около 500 делегатов, в том числе и от Забайкалья. Среди множества важнейших вопросов педагогическое сообщество также обсудило пять направлений, обозначенных президентом России Дмитрием Медведевым. Подробнее о каждом из пяти направлений в интервью газете "Экстра" рассказал министр образования Забайкальского края Константин КАРАСЕВ.
? На какие критерии будут основываться новые образовательные стандарты?
- Школьное образование для каждого человека является самым определяющим и длительным этапом жизни. В условиях динамично развивающейся экономики, социальной политики, технологического процесса каждый школьник должен соответствовать реалиям нынешнего времени, для чего и создается новая национальная образовательная стратегия, для чего и необходимо изменить образовательный стандарт. Образовательный стандарт - это, по сути, социальный заказ, включающий в себя требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. Он представляет собой совокупность трех систем требований - к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог найти свое место в жизни, чтобы был инициативным, умел ставить задачи, нести ответственность за свои поступки. Формирование всего этого в подрастающем поколении и есть личностная парадигма образования, которая лежит в основе новых стандартов. При их разработке во главе угла ставится задача не просто дать ребенку знания, но и развить у него навыки и компетенции для работы в современном информационном обществе. Другими словами, мы должны не просто обучить ребенка читать и писать, а должны полностью адаптировать его к реализации в профессии. При переходе от традиционной "знаниевой" системы кардинально изменится и структура урока. При традиционной системе учитель вызывает к доске ученика, он отвечает и получает оценку. Затем учитель объясняет новый материал, задает домашнее задание, и следующий урок проводится по такой же схеме. А вот в новой - личностно ориентированной системе - урок проходит иначе. Теперь школьнику будет недостаточно зазубрить параграф учебника, а будет нужно собрать материал по теме, посетить экскурсии, поискать информацию в дополнительных источниках, а потом на уроках совместно обсудить тему и сделать выводы. Учитель в этой ситуации играет роль организатора, и главная его задача - способствовать развитию личности, а не добиваться заучивания положенного объема информации.
? Как будет решаться вопрос с материальной поддержкой образовательных учреждений? Выполняются ли сегодня требования по ремонту, материально-техническому оснащению?
- Президент сказал, что российская школа не имеет права быть ветхой - и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Только при соблюдении требований к материально-техническому оснащению школы можно будет говорить о качестве образования. За три года в рамках нацпроекта "Образования" на материально-техническое оснащение учреждений Забайкалья было выделено более 2 миллиардов рублей. К сожалению, для реализации многих задач, в том числе и на проведение капремонтов зданий образовательных учреждений, у нашего региона недостаточно финансовых ресурсов. В то же время нами разработана программа "Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений на 2008-2010 годы", по которой только в этом году на ремонт образовательных учреждений края направлено более 28 миллионов рублей. Вызывает беспокойство, что некоторые учреждения образования по 30-40 лет не видели серьезных капитальных ремонтов и находятся в плачевном состоянии. Около 50 образовательных учреждений края в первую очередь требуют капремонта, например, Курорт-Дарасунская, Карымская, Алек-Заводская школы и другие. Выход из ситуации есть: подключить трехуровневое финансирование на ремонт аварийных школ - из федерального, краевого и районных бюджетов. Наше ведомство уже направило заявки в федеральный центр на софинансирование данных проектов, и мы надеемся, что в конечном итоге эта ситуация разрешится.
? Как Вы видите систему поиска и поддержки талантливых детей. Существуют ли подобные схемы сейчас?
- Определенная система в нашем регионе уже достаточно долгое время существует - это олимпиады, которые проводятся более чем по 20 предметам, летние школы по интересам, научные общества учащихся. В этом году 8 ребят дошли до заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников. Для сравнения - три года назад это удалось всего одному ученику. Наиболее высокие результаты показывают ребята из Читы, Краснокаменска, Хилокского, Шилкинского, Улетовского, Карымского, Оловяннинского районов, а также лицеисты ЗабГГПУ. Кроме того, органами образования разрабатываются муниципальные целевые программы "Одаренные дети", которые реализуются в 26 районах области. Значительно активизировалась работа по созданию муниципальной и региональной информационной базы данных по одаренным детям, число которых в муниципальных базах данных по сравнению с 2007 годом увеличилось на 1903 и достигло 4703 человека. В Забайкальском крае для одаренных детей учреждена премия "Будущее Забайкалья". В рамках нацпроекта за три года государственную поддержку получили около ста школьников и студентов из числа талантливой молодежи.
? Кто сегодня обучает детей в школах? Каким должен стать учитель в новой системе образования?
- Вопрос поддержки статуса учителя является весьма важным. Президент обозначит задачу - сделать все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Мы должны разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Нацпроект "Образование" в данной части сыграл большую роль - звание учителя постепенно становится высоким званием, педагоги стали получать достойную оценку своей работы от государства. Стимулом для творческого развития учителей стала новая система оплаты труда. К сожалению, по-прежнему в школу приходят работать мало молодых специалистов. Из 12 тысяч школьных учителей в Забайкалье - свыше 2 тысяч работают в пенсионном возрасте. Но в сегодняшней школе требования очень жесткие, и, к сожалению, не все учителя отвечают им. Учитель в новой системе образования должен владеть новыми методиками, уметь пользоваться современным оборудованием и компьютером. На территории края работают нормы федеральных и региональных законов в части компенсации затрат на проживание, сохранена 25% надбавка сельским учителям, решаются вопросы по сохранению малокомплектных школ. К сожалению, не в полной мере решен вопрос об обеспеченности жильем педагогов: на сегодняшний день в крае около 1000 учителей по-прежнему в нем нуждаются.
? Здоровье сегодняшних школьников вызывает нешуточные опасения. Как Вы видите пути решения этой проблемы?
- Президент подчеркнул, что большую часть дня дети проводят в школе, поэтому ответственность за их здоровье должна лежать и на педагогах. По данным забайкальских медиков, к 10 классу до 70% учащихся имеют проблемы со здоровьем: особое опасение вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта, проблемы со зрением, дыхательные патологии. Проблемы с дыханием выявлены у 50-60% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Совместно с краевым министерством здравоохранения мы разрабатываем ряд профилактических мер. Конечно, только медицинскими мерами проблемы со здоровьем школьников не решить. Надо менять сознание родителей и детей, формируя у них установку на здоровый образ жизни, нужно создавать условия для занятий спортом, ремонтируя и строя новые спортивные залы, снабжать их современным инвентарем, на что, конечно, также требуются значительные финансовые вложения.
Поставленные Президентом РФ задачи ориентируют и региональную систему образования, и педагогов Забайкалья на создание современной модели образования. Думаю, что образовательному сообществу нашего края по плечу их решение.