На байках - через пустыню
Общество, 07:10, 4 февраля 2009
Ему 36 лет. Он работает спасателем. У него три дочери, старшей из которых 16, а младшей не исполнилось и года. Его жена давно махнула рукой на то, что частенько отпуск ее муж проводит без нее. Она - его опора. Та, кто его ждет. Бывает, ждет месяцами. А он - романтик. У романтиков обязательно должен быть человек, к которому можно вернуться. На замечание, что выглядит моложе, он отвечает "Сохранился хорошо. В горах прохладно". В походах, таких частых, он не охотится - жалеет животных. Это человек, который не боится осуществлять свою мечту. Мечту увидеть мир. Мечту проверить себя: а готов ли он его увидеть? Мечту Жить в этом мире, а не существовать в четырех бетонных стенах.
Мы встретились с Вадимом совершенно случайно, по работе. И из случайной фразы выросла наша следующая встреча.
Вадим Иванов вместе со своими друзьями ходил в поход в горы Китая. Через год на велосипедах вместе с ними пересек пустыню Гоби. Этот поход еще не повторил никто в мире.
После монгольской экспедиции друзья отправились в Индию и Непал. Опять же, на велосипедах.
? Как идея родилась по пустыне на велосипедах прокатиться?
- До этого мы были в Китае, в горах. И когда у нас маршрут закончился, сидели, планировали, и как-то вот так родилась идея. Кстати, про Монголию мы уже давно думали. Все время хотели отправиться либо пешком, либо еще как-нибудь. Была идея на мокиках съездить. Велосипед оказался самым надежным видом транспорта. Купили велосипеды и поехали. Все очень просто. Организации как таковой нет, мы просто друзья. Когда мы на Гоби съездили, ребята сделали сайт (www.gobike.ru). Когда связь со спутником есть, мы даже на маршруте туда информацию сбрасываем.
Гоби мы прошли в августе-сентябре 2007 года. Получилось примерно 1000 километров по пустыне. Монгольская пустыня - это не один песок. Там степь, пустошь. Саксаулы есть. Были, конечно, места, где ехать по песку было совершенно невозможно. Приходилось велосипеды на себе тащить.
В Гоби очень много дорог. Они петляют, пересекаются между собой. И не известно, куда какая уведет. Но дороги там не совсем ровные: речки всякие, ручейки. На груженом велосипеде сильно не поносишься.
? Самые яркие впечатления?
- Сложно сказать. Все было необычным и ярким, потому что до этого в пустыне не были. Ночью и днем в пустыне сильные перепады температуры. Мы никогда не испытывали таких вещей, потому интересно. Мы были экипированы, и уже можно было понять, что ты взял зря, а что не взял.
? К чему не подготовились?
- Не подготовились к падениям. Был случай, что Сергей упал, и колесо превратилось в неимоверную восьмерку. Запасного обода не было, было нечем менять. Сделали, конечно. Велосипед доехал до конца похода. Правда, тормоза с него пришлось все-таки убрать. Как-то так удачно сложилось, что обод не сломался, а просто погнулся.
В Индии и Непале, кстати, с подобной проблемой в этот раз столкнулись. На одном колесе развалился подшипник. С магазинами спорттоваров там очень сложно. Пришлось проехать на грузовике, который мы остановили, от одного города до другого и только там приобрести нужную запчасть.
? Как Вас приняла Индия?
- Там достаточно дорогой проект получился, потому что было много перелетов из-за серьезного наводнения.
Мы сначала раздухарились. Думали, сами догребем как-нибудь до места или местным заплатим, они нас перевезут. Но туда вообще не пускали, там полная эвакуация у них была.
Когда мы летели на самолете над разливом, посмотрели: если бы мы туда сунулись, то потеряли бы много времени. Ну и не известно, переправились бы туда вообще или нет из-за колоссальных маштабов разлива.
Основная задача была пересечь Гималаи на велосипедах.
Проблема была в переездах, потому что хотелось очень много посмотреть. Из-за того, что не успевали, иной раз приходилось заказывать джип, и на нем нас перевозили в нужное место.
Там очень сложно с ночевками, потому что заселенность страны очень плотная, особенно где тепло. В Гималаях людей очень мало. Живи где хочешь, где хочешь - палатки ставь. Дорога, и все. А когда спустились вниз, в тропики, то там яблоку негде упасть. Жители страны селятся в основном возле дороги. Одна деревня плавно переходит в другую. Между ними поля, в которых тоже нигде не встанешь.
? Как искали место для ночлега?
- Пришлось тратить деньги и жить в небольших отельчиках. Страна очень красивая, конечно. Горы просто потрясающие. Хотелось побывать на каждой. Но побывать везде невозможно. Тут в Забайкалье-то можно всю жизнь ходить, и не увидеть его. Поэтому просто нахватались верхушек, и все.
Но, честно скажу, Индия мне понравилась только в Гималаях, где мало народа. Там, где она плотно заселена, очень сложно. Жизнь тяжелая. Очень много нищих. Сначала было интересно на них смотреть, а потом, когда мы уже немного подустали, они начали доставать, если честно. Где-нибудь остановишься карту города посмотреть, они сразу тебя облепят, кричат, руки тянут. Тяжело на это смотреть.
В Пакхару обязательно нужно будет вернуться и сходить в горы.
Была заминка с переездами, не знали чем день занять. Сходили в храмы, посмотрели на кремацию. Они относятся к этому совершенно спокойно. В Индии особое отношение к смерти. Службы у них, конечно, красивые. А когда мы были в Катманду, нам предложили слетать на Эверест.
К Эвересту очень сложно попасть. Нужно платить большие деньги, чтобы вообще побывать в этом районе.
Мы купили тур на самолете. У нас у каждого теперь сертификат есть, подтверждающий, что ты видел Эверест.
Там пускают в кабину к пилоту. Каждый по отдельности заходит. И пилот, как гид, рассказывает, где какая гора. Иллюминаторы, конечно, маленькие, но общее впечатление, конечно, было… В любом случае это надо было сделать.
? Но все начиналось в Китае…
- Да, это был первый наш поход за границу. Сергей (он у нас в группе за начальника) прочитал о хребте Кунь-Лунь. Ему захотелось там побывать и он нас заразил этой идеей. Там были наши первые большие горы. Власти Китая разрешили нам лазить на все вершины, кроме семитысячников. Это был первый год, когда такие походы стали платными. Мы там залезли на пятитысячную вершину, а потом на свой страх и риск решили забраться на семитысячник, и посмотреть, как там. В результате нас поймали и выдворили с горы. Но до шести тысяч мы успели подняться.
? А поймали как? По горам расставлены посты полиции?
- Дело в том, что там есть базовый лагерь. Он пустует. Многие приезжают в него просто пожить под горой, погулять. Там много иностранцев. Видимо, кто-то из них "слил" нас. Им, видимо, какой-то бонус дают за то, что они нас "сдали". Мы спокойно ушли. Иначе нас могли бы забрать в полицию и заставить уплатить штраф. Здесь обошлись малой кровью.
? Есть ли свой личный список мест, куда обязательно в течение жизни хотелось бы попасть?
- Есть. Но только этот список постоянно меняется. Все сейчас упирается в семью и в деньги.
Три похода у меня получилось за границу. Я попадал в такие условия, в каких никогда не был. Какой будет поход следующий - даже не знаю. Нужно дома побродить.
В походах все время домой хочется. До середины маршрута ты идешь в походе, но уже с середины маршрута ты возвращаешься домой.