Дело принципа выиграно
Происшествия, 05:29, 18 февраля 2009
Криминальная история забайкальского предпринимателя Олега Корягина для многих россиян, чьи права были нарушены сотрудниками правоохранительных органов, может послужить наглядным примером того, что если поглотать пыль, бегая по прокурорским инстанциям и судам, то закон и справедливость восторжествует.
Пристегнули наручниками к верхней полке
30 октября 2004 года Олег Корягин отправился на поезде с приятелями во Владивосток за автомобилем-рефрижератором. С собой у предпринимателя было 280 тысяч рублей. Как это обычно бывает, устроившись в вагоне, мужчины достали бутылку водки, чтобы скоротать время. Выпив два раза по сто грамм, друзья легли спать, а Олег стал разговаривать с соседом по купе. В этот момент мимо проходили милиционеры, сопровождающие поезд (позже выяснилось, что это были сотрудники роты сопровождения Заподно-Сибирского УВД на транспорте Евгений Лебедев, Василий Слюсаренко и Евгений Кротов). Они обратили внимание на мужчину сидящего за столом со спиртным. Стражи порядка попросили Олега предъявить документы. Для их проверки милиционеры предложили выпившему пассажиру пройти в служебный вагон. Ничего не подозревающий Олег подчинился требованиям представителей власти.
- Лебедев шел впереди меня, а Слюсаренко сзади. Когда мы подошли к служебному купе, кто-то сильно ударил меня по затылку. Я потерял сознание и очнулся уже в купе, лежащим на полу в наручниках, - вспоминает Олег. - Лежа лицом вниз, я услышал, как милиционеры переговаривались между собой за дверью по поводу того, что делать со мной дальше. Слюсаренко предлагал выбросить меня из вагона. Потом дверь в купе приоткрылась, в этот момент я сделал рывок вперед, высунул голову в коридор и закричал о помощи.
Понимая, что задержанный может привлечь лишнее вынимание пассажиров, милиционеры навалились на него, а затем посадили на боковое сиденье и пристегнули наручниками к верхней полке. Успокоив предпринимателя, Слюсаренко и Лебедев остались с ним в купе. Кротов вышел за дверь, видимо для того, чтобы вовремя сообщить своим коллегам, если кто-то посторонний зайдет в вагон. Слюсаренко стал обыскивать Олега и нашел под одеждой сумочку с деньгами, которую передал Лебедеву. Последний, тайно похитил из барсетки 50 тысяч рублей. Остальную сумму денег (230 тысяч рублей) милиционеры снова положили обратно в сумочку, которую Слюсаренко одел на Корягина.
Чтобы скрыть следы преступления, сотрудники милиции, как положено, вызвали понятных, при которых уже открыто провели досмотр вещей Олега. В официальном протоколе, подписанном понятыми, милиционеры указали, что у задержанного имелись деньги в сумме 230 тысяч рублей. После этого, в нарушение всех правил перевозки пассажиров, не уведомив начальника поезда, стражи порядка высадили Олега Корягина на станции Шилка и передали его в руки местных правоохранительных органов.
По просьбе пострадавшего - всем условно
Спустя четыре года, пройдя "тернистый" путь правосудия, пострадавшему от милицейского произвола Олегу Корягину все-таки удалось привлечь оборотней в погонах к уголовной ответственности. Для него это стало делом принципа. В итоге Карымский районный суд признал всех трех милиционеров виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьей 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий" и статьей 158 УК РФ "Кража".
За совершенные преступления Евгений Лебедев и Василий Слюсаренко получили 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 5 лет и лишением права занимать должности в правоохранительных органах на 3 года. Евгению Кротову назначили наказание в 4 года лишения свободы условно также с испытательным сроком и лишением права работать в правоохранительных органах в течение трех лет.
Здесь стоит отметить, что милиционерам грозил реальный срок, однако Фемида обошлась с ними снисходительно по просьбе самого потерпевшего, который в ходе судебного заседания попросил не лишать своих обидчиков свободы.
Компенсация в 160 тысяч рублей
После привлечения "предприимчивых" сотрудников транспортной милиции к уголовной ответственности, Олег Корягин при поддержке забайкальских правозащитников обратился в гражданский суд с иском о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда с осужденных сотрудников Западно-Сибирского УВД на транспорте и Министерства финансов РФ, как представителя государства, которое несет ответственность за тех, кого наделяет полномочиями.
Однако добиться решения в свою пользу Олегу удалось только с третьей попытки. Читинские судьи по непонятным причинам упорно не желали рассматривать исковое заявление Олега Корягина в Чите, а настоятельно рекомендовали ему обращаться за защитой своих прав и интересов в районный суд Новосибирска, где проживают ответчики-милиционеры.
- Только с третьего раза мы обжаловали это незаконное определение, значительно нарушавшее право на доступ к правосудию, - рассказал юрист забайкальского правозащитного центра Роман Сукачев.
Рассмотрев иск Олега Корягина, Читинский районный суд взыскал в его пользу 160 тысяч рублей. По решению суда львиную долю - 110 тысяч рублей ему выплатят сами милиционеры, виновные в преступлении, а оставшиеся 50 тысяч рублей - Министерство финансов России.