Красночикойский референдум признан незаконным?

13:45, 17 октября 2008
Вопрос, вынесенный Красночикойским районным на референдум, состоявшийся 12 октября 2008 года, был признан Красночикойским районным судом противоречащим действующему законодательству. Об этом сообщает пресс-центр прокуратуры Забайкальского края. Как пояснил прокурор Красночикойского района Иван Сафонов, 10 октября 2008 года Красночикойский районный суд рассмотрел иск прокурора Красночикойского района в интересах государства о признании решения Совета муниципального района «Красночикойский район» внеочередного созыва от 24 июня 2008 года «О назначении местного референдума на 12 октября 2008 года по вопросу «Согласны ли Вы на предоставление участка недр в пользование для геологического изучения и добычи урана на месторождении «Горное» в Красночикойском районе?»» противоречащим действующему законодательству Российской Федерации полностью. Обращаясь с названным иском в суд, прокуратура исходила из того, что месторождения урана и проявления урана, находящиеся на территории района, относятся к компетенции государства и органы местного самоуправления не наделены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по регулированию отношений в данной сфере. Поэтому и вынесение на референдум названного вопроса в целях решения его непосредственно населением является нарушением норм действующего законодательства в данной сфере. Поскольку решение, которое будет принято по итогам проведения референдума по указанному вопросу, не будет иметь юридической силы, то и проведение референдума по нему является нецелесообразным. Суд установил, что среди исчерпывающего перечня вопросов местного значения муниципального района, определенного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопрос недропользования отсутствует. Также не относят поставленный на референдум вопрос к вопросам местного значения Закон РФ «О недрах», и Федеральный закон «Об охране окружающей среды». В тоже время, ст. 9 Федерального закона «Об экологической экспертизе» говорит о полномочиях органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы. Так в соответствии со ст. 33 названного закона экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Однако с учетом того, что при решении вопроса о проведении референдума Советом муниципального района «Красночикойский район» и в суде 10 октября 2008 года никто не представил какой-либо документации о планируемой хозяйственной деятельности и вообще каких-либо сведений о ней, вопрос о проведении экологической экспертизы? по заключению суда, преждевременен и необоснован. Соответственно, не может стоять вопрос и о проведении референдума в связи с требованиями данной нормы закона. Тем не менее, ответчик в лице Совета муниципального района «Красночикойский район» с решением суда первой инстанции не согласился и обжаловал его в Читинский областной суд. Запланированный на 12 октября 2008 года референдум в Красночикойском районе состоялся. Большинство его участников дали отрицательный ответ на поставленный вопрос, о чем сообщено в местной прессе.