Сегодня Русская Православная Церковь чтит память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба
12:24, 6 августа 2009
Борис и Глеб - первые святые, канонизированные на Руси. Произошло это в 1071 году, и за этим сухим историческим фактом стоит трагедия братоубийственной войны.
Борис и Глеб - сыновья равноапостольного князя Владимира. Киевский князь Владимир Святославич прославился тем, что ввел на Руси христианство. После его смерти в 1015 году вспыхнула междоусобная война: сыновья Владимира, а их было 12 от разных жен, не поделили власть. По закону престол должен был перейти к Борису, но тот не стал его оспаривать у захватившего власть Святополка, прозванного Окаянным, - пасынка князя Владимира. Борис даже отрядил к Святополку посла с просьбой, странно звучавшей в момент дележа власти: "Ты будь мне отцом, ты - брат мой старший!" Вместо ответа "старший брат" послал к Борису убийц.
Вскоре от рук убийц, подосланных тем же Святополком, пал и Глеб. В 1019 году, через 4 года после кончины Глеба, были обретены его святые мощи и перенесены в Киев, где покоилось тело Бориса. Прославление братьев-мучеников состоялось после того, как стали совершаться чудеса исцеления возле их мощей. Попытка страстотерпцев ценой жизни остановить распрю междоусобицы - это своего рода повторение крестного подвига Христа. Принося себя в жертву миру, братья исполнителями евангельского закона.
В Древней Руси Борис и Глеб были самыми почитаемыми святыми, в частности, воинами, ибо являлись им в поддержку накануне решающих битв. Считались они и попечителями хлеборобов. Храмы Борису и Глебу строились по всей Руси. Первых русских святых чтили в Болгарии, Чехии, Армении и в самой Византии.
Нетленные мощи Бориса и Глеба были обретены в 1019 году, а 15 мая 1072 года перенесены великим князем Киевским Изяславом в специально построенный храм. В память об этом установлено еще одно празднование памяти Бориса и Глеба - 15 мая.
В этот день в народе говорили: «Прошел Борис и Глеб - поспел хлеб». К этому времени полностью поспевают хлеба, начинается полная страда, а также пора сбора грибов,черемухи и заготовки веников для бани. Еще говорили: «На Бориса и Глеба – паликопна» (гроза жжет копны), «На Глеба и Бориса за хлеб не берися» Крестьяне верили, что убирать сено, возить хлеб с полей в этот день нельзя, так как можно накликать молнию и пожар. Соломой от сжатого на Бориса и Глеба урожая хаты не крыли, так как верили, что такую крышу или ветер снесет или сожжет молния. В этот день может случиться либо жара - и зерно высыплется, либо большой дождь - и оно прорастет, поэтому сжатый хлеб до этого дня еще нельзя считать своим.