Онлайн-камеры и еженедельные «письма счастья»: новая эра контроля за стройками

Никита Кондратьев / Общество, 08:01, Сегодня

Правительство России вводит тотальный онлайн-надзор за строительством очистных сооружений, чтобы остановить поток миллиардных нарушений, вскрывшихся, в том числе, и в Забайкальском крае. Вице-премьер Дмитрий Патрушев анонсировал установку веб-камер на всех новых объектах и еженедельную рассылку «писем счастья» главам регионов через чат-боты при любом срыве графиков.

Жесткие меры стали ответом на многомиллиардные провалы, которые ранее вскрыла депутат Госдумы Жанна Рябцева. 

Напомним, проверки Рябцевой выявили в Забайкалье системный коллапс: в поселке Тарбагатай стройка заморожена, в Жипхегене установили мембраны с истекшим сроком годности, а в Хилке ил забивает фильтры, и перегорели ультрафиолетовые лампы.

В соседней Бурятии, по словам депутата, подрядчик «РосКапСтроя» получил 11,6 млрд, но выполнил работ лишь на 4,5 млрд, заявив, что дальнейшее строительство «преступно» из-за проблем с грунтами.

«Как бы не пытались замылить, замести под ковер уже не получится, уже год идет серьезная работа и следственных органов, и Генеральной прокуратуры. Все фамилии, имена, явки все понятные», — заявила Жанна Рябцева. Сразу после ее рейда было возбуждено уголовное дело в отношении чиновников ГКУ «Служба единого заказчика», принявших бракованное оборудование для очистных в Тарбагатае.

Теперь за каждым таким объектом будет следить «большой брат». В координационном центре правительства РФ развернут систему управления проектами, а онлайн-камеры будут транслировать происходящее на стройплощадках в реальном времени. Патрушев также поручил расширить список регионов-участников «инцидента №55» — специальной рабочей группы по очистным, созданной еще в 2024 году.

При этом, несмотря на громкие скандалы, вице-премьер отчитался об успехах: с начала 2025 года нормативных показателей очистки достигли 40 объектов, а всего введено 134 сооружения. План на 2026 год — завершить строительство еще шести объектов. Однако, судя по забайкальской практике, без тотальной слежки и уголовных дел эти цифры рискуют остаться на бумаге, пока миллиарды продолжают «утекать» вместе с неочищенными стоками.