Забайкалье в Госдуме будут представлять пять человек

17:38, 17 декабря 2007

22 августа 1991 года был свергнут ГКЧП.

Пожелтевшие страницы «Забайкальского рабочего». Номер за 20 августа 1991 года. В понедельник, 19-го, газета не выходила. На первой полосе – указы и постановления ГКЧП, подписи «и.о. президента СССР» Янаева. Но только на первой! Дальше – сообщения о сборе урожая, приглашения на курсы экстрасенса Виктора Кандыбы, криминальная хроника… Люди живут обычной жизнью: судачат во дворах, стоят в очередях, спешат на работу… Какими же запомнились забайкальцам те, как выяснилось позже, роковые дни? И изменились ли «рождённые в СССР» за 20 лет со дня гибели «империи зла»?

Марина САВВАТЕЕВА, сопредседатель регионального отделения движения «Солидарность»:

- Всё это я прекрасно помню. Лежала в железнодорожной больнице. Прихожу с процедуры, а мне девчонки говорят: «В стране переворот!». Бросив всё, побежала на координационный совет «Демократической России». Сделали экстренный номер «Народной газеты» с текстом «Государственный переворот» на первой полосе, а утром 20 августа пошли на площадь Ленина. Здесь был организован пикет под лозунгом «Переворот обречённых». Собралось много людей. Шли споры. В это время привезли свежие номера газеты, и они пошли нарасхват. Нами был организован сбор подписей в защиту конституционного строя.

Помню, что, в отсутствии официальной информации, город наводняли слухи. Говорили, что войска из Песчанки выдвигаются в сторону Читы. Военные появились и в горисполкоме. Тогда мы с Олегом Кузнецовым пошли в штаб ЗабВО на переговоры с военными. Они гарантировали нам, что танков в городе не будет. Мы же потребовали, чтобы офицеры покинули все административные здания. И это было сделано! Что для меня ГКЧП сегодня? Попытка вернуть страну в мракобесие выживших из ума стариков.

Ирина ЩАПОВА, секретарь забайкальского крайкома КПРФ:

- Помню те дню, как трагедию своего поколения, потерявшего государство. Для меня развал Советского Союза – величайшая драма ХХ века, а ГКЧП – последняя попытка спасти его. Ведь уже тогда было ясно: в случае гибели СССР, мы ещё долго будем катиться вниз. Так и получилось!

19 августа я была на даче. Вдруг в середине дня приезжает отец и говорит: «Вы тут сидите, а в стране переворот!». После мы долго сидели у радио. Было невыносимо слушать людей, захлёбывавшихся в восторге от Ельцина. С тех пор в нашем доме радио нет!

Александр ЯРЕМЕНКО, председатель читинского отдела «Союза русского народа»:

- На мой взгляд, это был спектакль, где каждый знал свою роль. Цель у всех была одна – передать власть от Горбачёва к Ельцину. Белых и пушистых там не было! Но и сохранять Советский Союз в его прежнем виде было нельзя, поскольку к концу 1990-х настольной книгой младших офицеров стал учебник русского языка – половина призывников были выходцами из Средней Азии. СССР превращался в мусульманскую страну! Нужно было что-то менять, но не такой ценой: Россия, Белоруссия, Украина и северный Казахстан должны были сохранить единство.

Майкл ШИПЛИ, переводчик:

- В августе 1991-го я был в Чите с группой калифорнийской молодёжи. Помню, какое-то движение на улицах. Военных. Нам, иностранцам, всё это было непонятно. Ещё запомнилось, что в один день на зданиях висели советские флаги, а на следующий – уже российские. Бывшие со мной ребята испугались, что если путчисты захватят власть, нас могут не выпустить из страны. Но я успокаивал их, говоря: всё будет хорошо! На политику я всегда смотрел как на морской залив: вечером вода приходит, утром – уходит. Политики сменяются как океанские волны, и лишь немногим удаётся сделать жизнь простого человека лучше.

Елена СТЕФАНОВИЧ, поэтесса:

- Когда пошёл балет по телевизору, мы жутко испугались. Я собрала рукописи и отнесла их друзьям, которых знала, что не тронут. Позже мой московский приятель прислал письмо, где рассказал, что в те дни у Белого дома были не «тысячи защитников», а всего около сотни. Остальные пришли поглазеть. Оценивая эти события, прихожу к выводу: «путч» – одна из самых бессовестных авантюр против российского народа!

Андрей БУКИН, преподаватель ЗабГУ:

- Это было в тот день, когда я с друзьями отмечал день рождения. Этакий торжественный обед. После него, я прогуливался по Балею. Шёл по запылённой остановке автобуса, по улицам, которые сейчас в руинах. Погода стояла типично августовская: было очень пыльно. Не знаю почему, но именно этот факт особенно запечатлелся в памяти. Когда вернулся домой, по телевизору транслировали «Лебединое озеро», а соседка пришла и сказала: «Переворот!». Потом все долго молчали, а я ловил на старенькой магнитоле «Ригонда» разные радиоволны, чтобы узнать, что происходит. Допоздна слушали «Голоса Америки». А что ещё оставалось?

Олег КУЗНЕЦОВ, политолог:

- За эти годы моя позиция не изменилась. Я оцениваю события 19-22 августа 1991 года, как неизбежное следствие долголетней политики КПСС, не сумевшей за 75 лет создать современную конкурентоспособную экономику, демократическое общество. Не смогла партия и реформировать Советский Союз, что и привело к его развалу. В итоге на руинах СССР возникли суверенные государства, в том числе и Российская Федерация.

Александр ЛЫЦУСЬ, заместитель начальника отдела по связям с общественностью администрации городского округа «город Чита»:

- В Чите было ближе к вечеру, когда озвучили заявление ГКЧП, и можно было увидеть смущение и дрожь Янаева и его «команды». Помню, что ощутил недоумение и осознание очередной закулисной афёры высшего руководства страны. Затем последовал вал противоречивой информации и вакуум по партийной линии. На площади Ленина – Курочкин, Савватеева... Растерянность в глазах горожан. Сегодня можно уверенно говорить: 19 августа стало фактически началом конца великой державы СССР. При всех грехах партийно-советской власти за 74 года страдальцем был и остается простой народ. А это скверно...

Степан ЖИРЯКОВ, спикер Законодательного Собрания Забайкальского края:

- На 20 августа 1991 года было запланировано подписание нового Союзного договора, который давал шанс сохранить единое государство. А выступление путчистов похоронило эту возможность мирного реформирования СССР. Миллионы людей пострадали от стремительного исчезновения великой державы: лишились работы, имущества, утратили связь с родственниками, проживавшими не в России. На какое-то время просто пропало ощущение, что Россия – страна с тысячелетней историей, и мы снова сможем побеждать и двигаться вперед. При этом был тот важнейший момент, о котором почему-то говорят мало: события 19-22 августа 1991 года окончательно освободили страну от идеологических догм и пут КПСС, которые принесли немало бед России, и метастазы которых всё ещё мучают наше общество.

Геннадий БОГДАНОВ, директор «Экспресс-издательства»:

- На мой взгляд, это был не «путч», а попытка любой ценой сохранить СССР, не дать развалить страну. Нам не повезло с Горбачёвым, оказавшимся политической проституткой и трусом. Не все, как Янаев, были в той группе «бонапартами». Среди них имелись сильные личности, настоящие патриоты. Увы, они пытались остановить повозку, которая набрала большую кинетику. И сами под эту повозку попали. Было грустно и печально. Рушилась держава, надежды исчезали.

Запомните: демократия не дрогнет под дулами автоматов. Мы готовы драться за Россию, поруганную и оскверненную вами, вы не поставите на колени народ, вдохнувший глоток свободы.

Редактор В. Курочкин

20 августа 1991 года, «Народная газета»

В ночь с 18 на 19 августа двое сотрудников транспортной милиции несли службу в грузовом парке станции «Забайкальск». Около 24 часов они заметили граждан, суетящихся у вагона с импортным грузом. Услышав окрик милиции «Стой! Стрелять буду!», преступники попытались оказать сопротивления и скрыться. Сотрудникам милиции пришлось применить оружие, и один из воров был ранен в руку. Правонарушители задержаны, похищенное на сумму более 30 тысяч рублей изъято.

21 августа 1991 года, «Забайкальский рабочий»

Отмечено, что главное сегодня – не поддаваться сиюминутным эмоциям, сохранять выдержку и проявлять благоразумие в действиях граждан, представителе партий независимо от их политических взглядов.

Мы призываем всех жителей Читы, Читинской области, военнослужащих-забайкальцев не принимать участие в возможных противозаконных акциях.

от Горкома КП РСФСР Р.Ф. Гениатулин

от «Демократической России» В.В. Курочкин

21 августа 1991 года, «Народная газета»

Эти дни в редакцию по каналам ТАСС шли только приказы и указания этого незаконного ГКЧП. Поступали телетайпной ленте отклики, телеграммы от предприятий, организаций и граждан страны (целые простыни!), в которых они выражали одну радость по поводу действий членов ГКЧП. И больше – никаких сообщений. Эти письма и телеграммы мы сохраним, как урок – горький и тяжкий.

Главный редактор В. Смирнов

23 августа 1991 года, «Забайкальский рабочий»