Сотрудники забайкальской транспортной милиции раскрыли 43 преступления за неделю
Новый закон о митингах охраняет гражданские свободы или власть – от народа?
Год назад о появлении такого закона не задумывался никто. Сам факт того, что в ближайшие месяцы в России появится новый закон о митингах, казался почти немыслимым.
Однако события на Болотной площади поставили перед властью вопросы настолько острые, что реагировать на них понадобилось как можно быстрее. Так он и появился, этот закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.
Стоит отметить, что его принятие было федеральной инициативой, регионам отводилось лишь выбрать тот или иной вариант его действия у себя на территории. Это значит, что вопроса «Принимать или не принимать?» не стояло. Другое дело, в каком виде. Об этом-то и разгорелись основные споры.
«Снять с повестки»
26 сентября. Зал заседаний в администрации края по ул.Чайковского, 8. Первая после летних каникул пленарная сессия в региональном парламенте. Присутствуют 40 депутатов из 50 избранных. В повестке 53 законопроекта, главный по накалу из которых – о митингах, отодвинут на 34 место. Однако разговор о законе начинается с утра.
- Члены фракции КПРФ просят исключить вопрос № 34 из повестки дня из-за того, что документ «сырой», его не нужно принимать наспех и можно рассмотреть на октябрьской сессии. Закон ущемляет интересы граждан и противоречит федеральному законодательству, - взял слово Сергей Сутурин, руководитель коммунистов в Заксобрании края.
Его реплика вызвала в зале небольшое замешательство. Чуть позже выяснилось, почему. После недолгого обсуждения предложение коммунистов об исключении вопроса из повестки решили отклонить.
«Вы же голосовали «за» закон!?»
К обсуждению законопроекта депутаты вернулись только после обеденного перерыва – на голодный желудок о митингах и шествиях говорить не совсем комфортно. Тут-то и стала ясна причина легкого удивления на утреннее выступление Сутурина.
- Законопроект обсуждался на заседании комитета. Вы, Сергей Васильевич, там голосовали «за» его принятие. И после этого вчера появляется письмо от коммунистов, в котором говорится о том, что принимать нельзя, - заявили представители «Единой России».
Руководитель фракции КПРФ повторил: закон ущемляет права граждан. Он отметил, что коммунисты Забайкалья направляли в адрес правительства много поправок к закону, ни одна из которых принята так и не была.
- Должен быть диалог, а не переписка. Ваши предложения, Сергей Васильевич, не соответствуют федеральному законодательству. Коль скоро в правовом поле есть пробел – мы предлагаем принять этот закон, - парировал с трибуны Геннадий Чупин, руководитель администрации губернатора, представлявший закон.
И ведь правда сырой
По новому законопроекту, расстояние между пикетирующими должно составлять не менее 50 метров, для подобных публичных мероприятий будут отведены определенные места, плотность выступавших на которых должна составлять не более одного человека на квадратный метр. Собрания менее 100 человек в установленных правительством региона местах будут проводиться без уведомления о проведении.
- В федеральном законе прописано, что расстояние между пикетирующими может быть 50 метров и выше. Мы предлагаем установить самую низкую планку – 50 метров. При установлении этих норм мы использовали опыт внутренних дел, другие источники. Это не значит, что собрания более 100 человек будут запрещены. Однако права людей должны соблюдаться обоюдно: и митингующих, и тех, кто в митинге не участвует, - убеждал присутствующих Геннадий Чупин.
После его выступления из зала посыпались вопросы и стало понятно: закон, действительно, либо настолько сырой, что ему предстоит значительная доработка, либо он может стать жесткими рамками, обойти которые в селе, например, будет сложно. То есть любые массовые волеизъявления деревенских жителей можно будет смело вычеркивать уже сегодня.
Дело в том, что в новом документе запрещается проведение пикетов, митингов и собраний на вокзалах, в аэропортах, торгово-развлекательных комплексах, рынках, детских и образовательных учреждениях, культовых, медицинских, физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях, а также на относящихся к ним обособленным территориям, объектам и сооружениям.
- Простите, а где собираться в деревнях, где единственное возможное место – это школа? – обратились депутаты к Чупину.
Тот замешкался.
- Вне учебы – пожалуйста, проводите! – наконец парировал он.
Однако в законе запрет звучит категорично и не допускает отступлений, поэтому вопрос повис в воздухе.
Чуть позже пробелы стали просвечивать и на «городских» территориях.
- Предлагаю прояснить все вопросы ко второму чтению, - раздалась фраза из зала. Предложение поддержали. По всей видимости, итоговое решение по острому вопросу депутаты примут все же в октябре.
До второго чтения спикер Заксобрания края Степан Жиряков предложил обсудить тонкости законопроекта на нескольких дискуссионных площадках и подключить к этому «всех профессиональных революционеров». Кто именно будет организатором этих встреч – депутаты так и не решили.