Темпы роста ВВП Китая в 2008 году должны составить 8 процентов

13:22, 15 января 2008

В Забайкалье теперь можно выучиться на приемных родителей.

А ведь действительно, почему никто не учит нас быть родителями? Ведь это сложный кропотливый труд, ювелирная работа с самым бесценным и хрупким материалом на земле – детьми. Тем более если дети – приемные.

В этом году на базе детского дома №2 открылся Центр подготовки замещающих семей «Шаг навстречу», об этом немало говорилось в местных СМИ, тем более что с 1 сентября все приемные родители в России стали обязаны проходить курсы по подготовке. Координатор работы Центра Ирина Грешилова подробно рассказала о том, как проводится работа с приемными родителями, какие их ждут сложности и почему никогда не стоит возвращать приемного ребенка обратно в детский дом.

Работа Центра началась в феврале этого года, на его базе работает Школа приемных родителей, Клуб приемных семей. Центр ведет также сопровождение семей с приемными детьми и проводит работу с семьями в кризисе – то есть с теми, кто уже стоит на грани того, чтобы вернуть ребенка в детский дом. Помимо этой работы Центр также подготавливает детей, которых берут в семьи.

- С начала работы, а у нас сейчас подходит к концу третий выпуск, Школу прошло 11 семей - до принятия закона об обязательной подготовке. И сейчас проходят Школу семь семей. Программа рассчитана на 62,5 часа, но мы вносим свои какие-то коррективы, исходя из потребностей каждой семьи. Например, зачем семье, которая берет грудного ребенка, слушать лекцию о трудном поведении подростков? – рассказывает Ирина Анатольевна.

Шаг навстречу неизвестности

- Когда мы начинали создавать Центр, нигде никаких программ по такой работе не было. Конечно, мы стали думать, где и как пройти специальные курсы, - рассказывает Ирина Грешилова.

Тогда выяснилось, что глава органов опеки Хабаровского края пригласила специалистов московской педагогической лаборатории провести курсы, и Ирина Грешилова со Светланой Базилевич (директор детского дома №2 – прим. авт.) попросили, чтобы их тоже взяли туда, потому что были очень заинтересованы.

Сегодня в Центре работает врач-педиатр высшей квалификации, врач-психиатр с большим стажем, психолог, юрист, социальный педагог, логопед, дефектолог. Недавно «Шаг навстречу» вместе с центром «Дар» запустил еще один проект – группу дневного пребывания для приемных детей. Кстати, надо отметить, что и эта группа, да и вся работа с семьями проводится Центром на безвозмездной основе.

Возврат ребенка – ужасная травма

По словам Ирины Анатольевны, на сопровождении Центра сейчас находится около 30 семей. Строится сопровождение следующим образом: это консультативная поддержка, социальная поддержка, психологическая помощь, а также – выездная помощь.

К сожалению, отмечает специалист, среди не прошедших Школу семей более половины не нашли эмоционального контакта с ребенком:

- Ребенок вроде воспитывается в семье, его кормят, поят, но в границы семьи он не допущен. Этим семьям вернуть ребенка порой стыдно, расписаться в собственной несостоятельности тоже сложно, порой мамы от отчаяния закрывают на все глаза.

Сколько семей возвращают ребенка обратно, не справившись с ролью родителей?

- Бывают возвращения, но с нашего детского дома только одну девочку вернули, и то там были проблемы со здоровьем. А вообще, возвращают очень много. У нас была одна семья, которая отдала ребенка, но они потом очень переживали, и мы проводили работу по их воссоединению.

Ведется ли работа с возвращенными детьми и какая?

- Конечно, ведется, вы не представляете себе, какая это травма для ребенка. У нас есть мальчик, которого мы три года не можем вывести из этой травмы. Четыре года он был в семье, а потом от него отказались, потому что мама приболела и не смогла дальше за ним ухаживать, а родственникам он был не нужен, и его вернули. Он до сих пор находится в сложном состоянии, замкнулся, с ним работают психологи.

Отказник не умеет радоваться

Между тем проблем с детьми грудного возраста, так называемыми отказниками, порой бывает больше, чем с детьми, изъятыми из семьи, отмечает специалист.

- Если раньше мы говорили родителям – вот, возьмите отказника, он никогда не был в семье, он будет вас любить, то, пройдя эти курсы, мы многое поняли: оказывается, у детей, которые уже воспитывались в семьях, особенно до двух лет, чувство привязанности уже сформировано, и они быстрее привыкают, чем ребенок-отказник. Потому что отказник не знает, как это делается. Он не знает, что делает: радуется или грустит. Он чувствует это, но объяснить не может, и эмоционально выразить это не в состоянии.

Каких детей чаще хотят взять в семью? Какого возраста, пола?

- Абсолютно разных. И не факт, что семья того, кого наметила, его и возьмет в итоге. Во время Школы у нас многие переосмысливают возраст и даже пол ребенка, которого хотели бы взять. Хочется еще добавить, что в критический возраст вообще брать детей не рекомендуется. Это кризис года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис.

Есть ли такие семьи, которые прошли Школу и решили не брать детей?

- Да, и такие тоже есть, правда, пока одна семья. Мамочка переосмыслила и сказала: нет, я не смогу. Но это тоже результат, люди поняли, что они не готовы.

Сиротство как смерть

По статистике, говорит Ирина Анатольевна, лучше всего входят в семьи дети младшего школьного возраста.

- Да, они будут помнить своих родителей, но если вы правильно себя поведете, ребенок мудрый - он все расставит по полочкам. И никогда в жизни не попрекнет, что вы ему не мама. Но ни в коем случае нельзя смотреть на приемных детей строго. Строгий взгляд, который биологический ребенок воспринимает как действительно строгий, ребенок детского дома воспринимает как агрессию, - объясняет специалист.

По словам Ирины Грешиловой, когда ребенок приходит в семью, самое важное для него – это почувствовать себя в безопасности.

- Доказано, что ребенок свое сиротство воспринимает как собственную смерть. Он не говорит об этом, это все на подсознании. И на самом деле, все дети из детского дома хотят в семью. Абсолютно все. Я даже спрашиваю иногда наших взрослых воспитанников, 15-16-летних, пошли бы они к приемным родителям, и они отвечают: «Не глядя!»…

В каких случаях не стоит брать приемного ребенка?

- Нельзя брать ребенка для показания успешности своей семьи, только затем, чтобы все вокруг говорили, какие, мол, они хорошие, молодцы. Ребенок – это человечек, которого нужно пожалеть. На его долю выпало столько, сколько не каждый взрослый может выдержать. И непослушные они, трудные не потому, что они такие плохие, а потому, что жизнь у них такая, ненормальная. Дети в семье начинают сразу расти физически, начинают быстрее говорить, быстрее соображать, когда они приходят к нам с родителями, они светятся.

Под конец разговора Ирина Анатольевна настоятельно просит: «Вы обязательно напишите, что пугаться ребенка не стоит, мы поможем его реабилитировать. Но мы сами не можем влезть в семью, мы можем прийти, только если нас попросят. Сейчас родители чувствуют, что есть куда обратиться, и, может быть, поэтому стали более уверенными».

Цифры

По данным краевого Министерства образования, на сегодняшний день в Забайкальском крае насчитывается 10 618 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2012 году, в период с 1 января по 1 октября, было усыновлено 57 детей, устроены под опеку – 567, в приемные семьи – 167 детей. Иностранными гражданами было усыновлено 19 детей.

В 2012 году, в период с 1 января по 1 октября, из-под опеки было возвращено 739 детей, из них по заявлению опекунов – 93 ребенка. Главной причиной возврата из-под опеки является достижение совершеннолетия детей (около 400). Среди причин также: переезд семьи в другие районы, регионы, эмансипация, возврат в биологическую семью и т.д.