В Забайкалье вновь нашли опасную куклу

13:47, 18 января 2008

Читинец Константин Филиппов освоил редкую профессию.

Роль кузнецов в наше время немного меньше, чем в былые времена, поскольку многие процессы механизированы. Но все же декоративные элементы — перила, ворота, кованая мебель и предметы интерьера — должны выполняться только вручную. В Чите живет такой мастер. Константин Филиппов специально для читателей «Экстры» приоткрывает дверцу в мир художественной ковки.

Из трудовика – в кузнецы

До встречи с Константином о кузнецах я, разумеется, слышала. Но чаще образ представителя этой профессии был окружен неким сказочным ореолом, ведь именно кузнецы были популярными героями народных сказаний и былин. В древней Руси кузнецам и в жизни приписывали сверхъестественные возможности: считалось, что им под силу не только выковать меч или подковать лошадь, но и исцелить от болезни, изгнать злых духов.

Но герой моего материала – Константин Филиппов - совершенно не похож на сказочного персонажа: в кармане – мобильник, на лице – доброжелательная улыбка. Современный и начитанный.

- Как я стал кузнецом? Знаете, как-то постепенно пришел к этой профессии, но путь был долгим, - начал он. – Я окончил профтехучилище по специальности газосварщик, именно во время учебы я освоил теоретический курс по металловедению. Потом поступил в читинский пединститут, был тогда там индустриально-педагогический факультет. Проще говоря, по образованию я – учитель труда.

Трудовиком Константин несколько лет отработал в краснокаменской школе, где дополнительно вел кружок судомоделирования. Но время всегда вводит свои коррективы, и вот в стране наступили «лихие 90-ые». Школу Константин решил оставить – денег практически не платили, нужно было семью кормить. И пустился он на вольные хлеба. Перебравшись в Читу, мужчина устроился на одно из деревообрабатывающих предприятий. Там открыл для себя технологию изготовления мебели. Стал понемногу столярничать, делать мебель на заказ, тем и выживал.

- Очень мне нравится делать деревянные лестницы, такие, чтоб на века, - рассказывает мастер. – Но качество и долговечность лестницы зависит от материала. У нас в Забайкалье материал – это, в основном, сосна, а она со временем ссыхается, потом лестница скрипит, пошатывается. Другое дело – дубовые лестницы. Но это очень дорого.

Лестницы, шкафы, столы, стулья – все это отлично, но Константин продолжал искать себя. Однажды в каком-то фильме он увидел деревянную лестницу с витиеватыми коваными перилами. И именно тогда он понял, что нашел увлечение всей своей жизни.

- Любое деревянное изделие весьма гармонирует с элементами художественной ковки, да и отдельные кованые изделия в интерьере – это особый шик, - говорит Константин. – Я начал изучать тему, читал книги, перелопатил Интернет, общался на форумах. И вот в 2011 году на выставке в Чите я увидел приспособление для художественной ковки фирмы Айзенкрафт. Не задумываясь, я выложил за четыре прибора 240 тысяч рублей. Из старой муфельной печи я сделал газовый горн, горелку, оборудовал в гараже мастерскую, и с этого началась моя кузнечная деятельность. Как видите, стаж у меня небольшой, - скромничает Константин.

Дом мастера

Кузнечных дел мастеров, что умели качественно и красиво обрабатывать металл, уважали и ценили во все времена. В современном мире кузнецы – это, скорее, художники, работающие над штучным товаром. Ведь изделия из ковки могут себе позволить не все – слишком дорого.

- В работе я использую сталь-3 и профильную сталь – листы, трубы. С материалом в Чите туго, порой приходится объездить не одно предприятие города, а заказывать откуда-то не будешь – оптовые поставки я не потяну, а штучно никто сюда доставлять не будет. Но, несмотря на свою дороговизну, кованые вещи будут служить десятилетиями и передаваться по наследству – ведь металл долговечен, а современные краски позволяют спасти его от коррозии, - говорит мастер.

Лестницы, мостики, беседки, качели, стулья, подсвечники, кованые наборы для камина – все эти предметы интерьера уже давно воспринимаются не просто как украшение дома, но как проявление индивидуальности хозяина.

Сейчас Константин занимается главным в своей жизни проектом – оформлением своего нового дома, который, кстати, он построил своими руками.

- В настоящее время я работаю над лестницей, хочу, чтоб она была не просто добротной, но и уникальной. Конечно, хотелось бы, чтоб в интерьере моего дома было много кованых вещей, обязательно сам буду делать деревянную мебель. Еще в планах обустроить большую мастерскую, помещение под нее уже почти готово, - говорит Константин.

Его творческие порывы всегда поддерживаются его семьей. Особую поддержку оказывает маленький внук. Ему пока 5 лет, но мальчик любит возиться с дедушкой в кузне. Кто знает, возможно, благодаря этому профессия Константина Филиппова не канет в лету, а станет семейным ремеслом.

Между прочим, многие фамилии происходят от слова «кузнец»: Кузнецов, Коваль, Ковальчук, Ковалев. В других языках тоже есть фамилии, созвучные с названием этой профессии: Ковальский (польская), Смит (англ.), Шмидт (нем.), Ферран (франц.)

В православии у кузнецов есть и свои заступники – святые Козьма и Демьян, по поверьям сковавшие людям первый плуг. В день их памяти, 14 ноября, кузнецам разрешалось не работать, поэтому в России этот день принято считать профессиональным праздником кузнецов.