В Могоче пилорамы работают с многочисленными нарушениями
Сотрудники УФСБ передали на родину материалы о подвигах забайкальца на войне.
В дни празднования Великой Победы по телевидению часто шли сюжеты о работе поисковых отрядов, возвращающих из небытия имена безвестных героев. Издалека приезжают на перезахоронение родственники…
Так получилось, что имя уроженца Газимуро-Заводского района Георгия Казакова оказалось потерянным для земляков. Сотрудники УФСБ России по Забайкальскому краю восстановили историческую справедливость, передав материалы о жизни и подвиге Георгия Казакова на его родину.
Разведчик
У Казакова обыкновенная биография тех лет: учился в школе, в горнопромышленном училище в Благовещенске, работал буровым мастером на приисках, служил в Красной Армии. В 1938 году по комсомольской путевке пришел в органы госбезопасности. В мае 1941 года его перевели в Читу, к началу войны он был оперуполномоченным, со спецзванием сержанта государственной безопасности. В ноябре 1942 года наконец-то был удовлетворен очередной, уже четвертый, рапорт Казакова об отправке на фронт. Весной 1943 года он успешно окончил спецкурсы в Москве, получил звание лейтенанта и был готов к выполнению заданий в тылу врага. В то время бои шли уже за освобождение Украины. В сентябре 1943 года Казаков, под псевдонимом «Юрий», в составе небольшой оперативной группы «За Родину» был заброшен на самолете в Житомирскую область на базу партизанского соединения одного из самых известных партизанских командиров, генерал-майора А.Н. Сабурова.
В то время в тылу оккупантов работало более четырехсот оперативных групп и отрядов НКГБ.
Начало деятельности группы «За Родину» совпало с наступлением Красной Армии, форсированием Днепра. Когда в октябре Казаков с товарищами появились в Киеве, они столкнулись с жесточайшим оккупационным режимом прифронтового города. Однако группе даже в таких тяжелых условиях необходимо было действовать.
Риск и осторожность – та диалектика, которой разведчик должен владеть в совершенстве. В незнакомых городах, запруженных вражескими войсками, разведчики чекистской группы сумели создать свои резидентуры. В городах Ельске, Овруче, Словечно, Мозыре более ста пятидесяти патриотов добывали разведывательную информацию, совершали диверсии. В Центр одна за другой стали уходить радиограммы: добытых разведывательных данных о противнике было много. Группа получила стратегически важные сведения о возведении линии обороны по шоссе Киев-Житомир и подготовке оборонительной линии на реке Западный Буг. Чекисты установили около трехсот участников организации украинских националистов, в партизанских отрядах выявили и обезвредили восемь агентов немецкой разведки и двадцать три предателя. Группа принимала участие и в боевых операциях, проводимых партизанами Сабурова. При разгроме немецкого железнодорожного батальона чекисты захватили штабные документы, представляющие большую ценность.
Партизаны закладывают взрывчатку под железную дорогу. Украина, 1943 год
Имени своего не назвал…
Успешно выполнив очередное задание, в феврале 1944 года опергруппа «За Родину» возвратилась в освобожденный Киев. К тому времени относится и последняя весточка Георгия Казакова семье – в Чите у него остались жена, родители и брат. Короткий отдых, и в апреле он был снова за линией фронта: в рейд по вражеским тылам отправился спецотряд «Волынцы» численностью 120 человек, укомплектованный лучшими чекистами и бойцами партизанских соединений. Задачи прежние: разведка, диверсии, организация партизанских отрядов из местных жителей.
На территории Венгрии немцы обнаружили отряд, и за ним началась настоящая охота. На преследование были брошены крупные силы. «Волынцы» стали пробиваться к месту своего базирования в Чехословакию. Неся потери, бойцы отряда пытались вырваться из огненного кольца. Кончались боеприпасы и продовольствие, много раненых, двенадцать убитых. Особенно тяжелый бой разгорелся 21 июня – группа прорывалась сквозь цепь немецких солдат. Казаков уничтожил несколько гитлеровцев, подавил огонь пулемета, но сам получил тяжелое ранение ноги – осколок гранаты перебил кость. Пробиваться с отрядом дальше он уже не мог. Ночью товарищи дотащили раненого до ближайшего хутора и оставили на попечение венгерского крестьянина. Через несколько дней Казаков решил пробираться к своим. Шел, опираясь на палку, заменившую костыль. Безоружный, обессиленный, был схвачен немецкой полевой жандармерией. В лагере для военнопленных держался мужественно, на допросах никаких сведений не выдал, фамилии своей не назвал и был расстрелян безымянным.
Гибель разведчика… Это не тот случай, когда «на миру и смерть красна»: разведчик понимает, что в случае провала он обязан молчать, что товарищи в Центре могут никогда не узнать правды о его судьбе, о его подвиге и смерти. Сколько их таких осталось – до сих пор числящихся без вести пропавшими? О том, как стойко держался и геройски погиб Георгий Казаков, стало известно позднее, когда по крупицам были собраны и сопоставлены факты и документы.
Разбирательством обстоятельств гибели Казакова занимались киевские чекисты – опрашивали оставшихся в живых военнопленных, изучали немецкие трофейные документы. В докладной записке начальника четвертого управления НКГБ УССР от 5 марта 1945 года на имя заместителя наркома государственной безопасности Украинской ССР Ступницкого сообщалось, что по полученным дополнительным данным стало известно о расстреле Казакова в числе 36 партизан в лагере военнопленных Ватра Дорней 6 августа 1944 года.
Единственная награда чекиста – медаль «Партизану Отечественной войны» (получил ее 8 ноября 1943 года за боевые действия в тылу немцев на территории Украины). Награда явно не соответствует подвигам, совершенным этим мужественным воином. Однако по суровым законам военных лет случаи награждения людей, погибших в лагере военнопленных, в те годы были единичны…
Чтобы помнили
Г.Х. Казаков родился в селе Корабль Газимуро-Заводского района, в крестьянской семье, в августе 1913 года. Но его родственников в Газ-Заводе не осталось, жена давно уехала из Забайкалья на Украину, 75-летний племянник проживает в Чите. Имя героя забылось на малой родине.
В УФСБ России по Забайкальскому краю память о своем сотруднике бережно хранили все послевоенные годы: его имя увековечено на мемориальной доске в здании Управления, фотография есть в экспозиции Музея истории органов безопасности Забайкалья. Очерк о подвиге Г.Казакова включен в юбилейную книгу УФСБ; председатель совета ветеранов полковник в отставке А.В. Соловьев поддерживает отношения с его племянником Владимиром Александровичем. По инициативе Соловьева материалы о чекисте-разведчике были переданы сотрудниками Управления в краеведческий музей поселка Газ-Завод и в местную среднюю школу – ту, в которой учился в свое время Георгий Харитонович.
Для музейных работников, для школьников и их учителей имя Казакова, совершенные им подвиги стали открытием… В школе и в музее оформили выставки на основе переданных материалов – это книга, статьи, фотографии, ксерокопия письма, присланного Георгием своему брату. Как бесценную реликвию хранит племянник Казакова письмо Георгия брату, Александру Харитоновичу. Оно отправлено из партизанского отряда (в крупные партизанские соединения почту доставляли самолетами), написано с присущей военному времени хлесткой лексикой: «…воюю с ненавистным врагом – вшивой немчурой и их прихвостнями. Уже четвертый месяц, как я нахожусь у партизан (20-го сентября из Москвы вылетел на самолете). Жизнь очень интересная – это не то, что сидеть в далеком тылу. Интересного очень много, но в письме ничего не напишешь… Сообщу только, что я в должности помощника командира одного из партизанских отрядов Украины и секретарь парторганизации отряда». Бросается в глаза бодрое, оптимистичное настроение Георгия Казакова – а ведь он в тылу врага занимался смертельно опасной работой…
Газзаводские школьники сформировали добровольную поисковую группу, чтобы узнать как можно больше о Казакове и его семье. Ведь даже дом № 63 по улице Красной, где он проживал с родителями, сейчас установить трудно – нумерация с тех далеких лет изменилась. С этой же целью – раздобыть дополнительную информацию – выступил с обращением к землякам в районной газете ее корреспондент Валентин Слепков.
В большом личном архиве автора этих строк нашлась пожелтевшая вырезка из несуществующей ныне газеты «Комсомолец Забайкалья» от 18 декабря 1991 (!) года. Статья под заголовком «Личное дело чекиста» написана Евгением Подшиваловым. В ней рассказано о проведенной в 1942 году сержантом госбезопасности Г.Казаковым чекистской операции – он с помощью местных активистов-«комсомолят» задержал вооруженных дезертиров, совершивших зверское убийство в селе Читинского района. В задержании бандитов принимал участие отец Подшивалова – парторг колхоза, и в их доме Казаков заночевал. Евгению Подшивалову в то время было 14 лет, и он прекрасно запомнил высокого, статного чекиста Казакова.
Людмила Ходакова,
пресс-служба УФСБ России по Забайкальскому краю
P.S. 18 августа исполнится 100 лет со дня рождения Георгия Казакова, и хочется, чтобы на Родине героя эту дату с гордостью отметили, пополнив находками музейные и школьные стенды.