На суде по ограблению Сбербанка представлены вещдоки

13:30, 28 января 2008

Субсидии на авиа- и железнодорожные поездки для забайкальцев до сих пор остаются сказкой.

После визита Владимира Путина в Читу, во время которого обсуждалась, в том числе, одна из болевых точек для забайкальцев – заоблачные цены на авиаперелеты, прошло больше двух недель. Однако дальше слов дело пока не пошло, в то время как новостные ленты чередой выдали информации о смягчении режима субсидирования для Дальнего Востока и введении субсидий для Иркутской области.

Что же у нас? В Забайкалье есть пока призрачная программа развития региона с двумя сценариями развития и необходимостью миллиардных вложений. Насколько весомыми оказались слова руководства края о непростой ситуации с авиа- и железнодорожным сообщением в регионе для главы государства?

Чтобы понять значимость проблемы, достаточно посмотреть расценки на билеты. Так, доехать, к примеру, до Москвы, в плацкартном вагоне сегодня стоит минимум 7 078 рублей, эконом-класс от авиаперевозчиков обойдется в 39 893 рубля. Это при том, что прожиточный минимум в I квартале 2013 года в крае составил 6 884 рубля, стоимость потребительской корзины остановилась на отметке 6 430 рублей, а среднемесячная начисленная заработная плата «усредненного» забайкальца, по данным Забайкалкрайстата, в мае составила 26 841 рубль. Если брать по отраслям, то получается еще любопытнее: так, работники сельского хозяйства, чтобы оплатить билет эконом-класса в Москву, должны не есть почти 4 месяца (их среднемесячная начисленная зарплата – 7 621 руб.), сотрудникам образования чуть проще – им надо будет не тратиться на оплату ЖКХ всего-то чуть больше двух месяцев (ср.зп – 18 098 руб.). Медикам и того легче: если они не будут есть и пить, а также тратиться на одежду, ЖКХ и прочие нужды, то накопить на перелет в Москву эконом-классом смогут ровно за два месяца, еще и на пару бутербродов с кофе деньги останутся.

Именно поэтому показатели пассажиропотока практически не меняются уже десятилетия: забайкальцы вынуждены проводить отпуск, не выезжая за пределы родных сел и городов, стариться на грядках и в коробках собственных квартир. Большинство, чтобы съездить к детям в другие регионы страны всего на пару недель, вынуждены копить на эту поездку весь год, а то и дольше.

Дальний Восток

Проблема стоимости транспортных услуг, и, в первую очередь, авиаперевозок здесь существовала давно. В результате правительство страны ввело сезонные скидки: люди платят 6-9 тысяч за перелет, остальное авиаперевозчику доплачивает государство.

В середине июля этого года Минвостокразвития России направило в Минтранс России предложения для включения в новую концепцию поддержки региональных авиаперевозок. Программа разработана для повышения доступности воздушного транспорта для всех дальневосточников, сообщалось на сайте ведомства.

Минвостокразвития России предложило снять сезонные ограничения с действия программы субсидирования льготных авиаперевозок, убрать возрастные ограничения на приобретение льготных авиабилетов и дать право воспользоваться льготным билетом один раз в год.

«Таким образом, авиакомпании увеличат традиционно низкий в осенне-зимний период объем перевозок, что положительно повлияет на себестоимость перелетов. Воспользоваться льготными билетами, например, смогут студенты в период зимних каникул. Пенсионеры получат дополнительную возможность пройти санаторно-курортное лечение в центральной части РФ», - говорится в документе.

Кроме того, министерство предложило при внесении изменений в перечень маршрутов льготных авиаперевозок учитывать мнения субъектов Дальневосточного федерального округа и жителей региона, а при формировании системы господдержки региональных перевозок - предусмотреть субсидирование за счет федеральных средств воздушных перевозок с территорий субъектов, где отсутствует железнодорожное сообщение. При отсутствии альтернативного транспортного сообщения субсидировать перевозки на местных авиалиниях.

Перечень льготных маршрутов с Дальнего Востока расширен с 26 до 31 за счет рейсов из Якутска в Анапу, Геленджик, Минеральные Воды и из Хабаровска в Геленджик, Минеральные Воды. Также субсидируются четыре региональных маршрута: Петропавловск-Камчатский - Владивосток, Магадан - Владивосток, Якутск - Владивосток, Анадырь - Владивосток. Объем финансирования данных маршрутов в 2013 году по отношению к 2012 году увеличился на 75% - до 163,6 млн рублей, а количество перевезенных пассажиров на 74% - до 22,7 тыс. человек. Размер спецтарифа в 2013 году остался на уровне 2012 года: от 6,2 тыс. рублей до 9 тыс. рублей в зависимости от направления.

Иркутская область

В середине июля губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко заявил, что проблема высокой стоимости пассажирских авиаперевозок будет решена. По его словам, премьер-министр России Дмитрий Медведев принял решение включить регион в перечень субъектов, подлежащих субсидированию на осуществление авиаперелетов. Это решение должно быть утверждено до 1 января 2014 года.

По словам Ерощенко, решение о снижении стоимости перелетов было принято после визита в регион премьер-министра России Дмитрия Медведева, пишет «Клуб регионов».

Медведев поручил министерству транспорта РФ в срок до 1 января 2014 года включить Иркутскую область в перечень субъектов, подлежащих субсидированию на осуществление авиаперелетов по маршрутам Иркутск – Москва – Иркутск, Иркутск – Сочи – Иркутск, Братск – Москва – Братск, Иркутск – Санкт-Петербург – Иркутск.

А что у нас?

А у нас, простите, газ. Точнее, проект газификации региона – бесспорно, нужный, но нарисованный еще вилами на воде. О льготных авиаперевозках для жителей Забайкальского края на уровне правительства РФ пока речи не ведется. Когда Владимир Путин 16 июля работал в Чите, предприниматели из «Опоры России» передали ему список мер – в чем-то спорных, в чем-то идеалистичных – по улучшению жизни в крае. Было там и госсубсидирование авиа- и железнодорожных поездок. «Авиа- и железнодорожные перевозки должны компенсироваться государством. Сегодня в летний период цена билета на самолет рейса «Чита-Москва» доходит до 30-100 тыс. рублей», - рассказали предприниматели президенту.

Между тем, субсидии – кислород для развития своих территорий, - получают соседние регионы. У нас пока его подача формируется по принципу: «Не можешь платить – сам виноват».

КстатиВ 2013 году на субсидирование льготных дальнемагистральных авиаперевозок из федерального бюджета направят 3,5 млрд рублей, что на 18% больше, чем в 2012 году.

Посчитаем

Сколько стоит путешествие Чита-Москва?

Железнодорожный транспорт:

Плацкарт – от 7 078 руб.;

Купе – от 13 746 руб.;

Вагон класса «Люкс» - от 39 192 руб.

Самолетом:

Эконом-класс – от 29 644 руб. до 69 733 руб.

Бизнес-класс – от 40 186 руб. до 103 694 руб.;

Первый класс – от 40 186 руб. до 103 694 руб.

* при изучении цен использованы данные с сайта Забайкальской железной дороги и сведения авиаперевозчиков