Тывинские энергетики присоединились к ОАО «МРСК Сибири»

13:19, 5 февраля 2008

На этот вопрос пытались ответить участники выездного заседания правительства края.

28 января в Оловяннинском районе состоялось выездное заседание правительства региона, посвященное проблемам пьянства и алкоголизма. По словам губернатора Забайкальского края Константина Ильковского, Оловяннинский район был выбран как один из неблагополучных районов, где общество особенно часто сталкивается с этой бедой.

В работе правительства приняли участие представители всех уровней власти: законодательной, исполнительной, правоохранительной. Также с видением этой проблемы выступили главы районов и поселений. От медицинского сообщества выступили два докладчика: это профессор, доктор медицинских наук, сопредседатель регионального штаба Общенародного российского фронта Николай Говорин и главный врач краевого наркологического диспансера Олег Дубинин. Общественность была представлена в лице председателя Общественной палаты края Дмитрия Лукьянова.

Принудительное лечение

Проблема пьянства на Руси стара, как мир, но никогда раньше эта беда не захлестывала так сильно, как сейчас. В дореволюционной России сдерживающим фактором была религия и страх перед Богом. Во времена Советского Союза таким институтом стала партия и государственная система, публично осуждавшая и отрезвлявшая нерадивых родителей путем принудительного лечения. В стране действовал закон, который не давал людям со слабой волей и тягой к рюмке переступить тот порог, за которым следовало лишение родительских прав. Таким образом общество протягивало руку, вытаскивало из запоев, давало стимул вернуться к нормальной жизни.

А что сегодня? Как проходит борьба с этой социальной бедой сейчас? Комиссии по делам несовершеннолетних, полицейские, врачи-наркологи, неврологи, кардиологи, травматологи, что называется «бьют по хвостам» и просто не дают человеку умереть, но заставить лечиться, работать, быть нормальным членом общества не могут. Конституция защищает права и свободы человека, не учитывая, какой это человек. По словам Николая Говорина, такие люди утратили критичность к своему поведению, а общество дожидается, пока он погибнет сам, погубит кого-то или превратится в бомжа.

- Убежден, необходимо создать сеть лечебно-профилактических учреждений, где бы пациенты находились на недобровольной основе. Человек пьянствует – теряет ум, ворует, убивает своих детей, а государство и общество не может применить к нему никаких мер. Полиция не может задержать человека, потому что это расценивается как нарушение его свобод, медработники не могут начать его лечить, потому что лечение можно проводить только на добровольной основе. Мы должны создать комплекс лечебно-профилактических учреждений, куда по решению суда будем помещать таких людей, и тогда большую их часть мы сможем спасти, - высказал свое мнение Николай Говорин.

30-летняя выглядит как 60-летняя

Где же сегодня взять эту сознательность, личностные устремления, если все это в человеке загубила водка, а у кого-то не было и вовсе. О какой ответственности можно говорить, если детей запирают в нетопленной бане в 40-градусный мороз? О каком родительском долге можно говорить, если ребенок проживает с мамой-алкоголичкой в условиях, где половина дома (если его можно так назвать) завалена экскрементами, а во второй половине не поместится даже кровать? Именно такие условия журналисты увидели в рамках рейда, проведенного секретарем комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и защите их прав Оловяннинского района Ларисой Иншиной и специалистом отдела опеки Натальей Лончаковой. Именно в таких, или чуть лучших, условиях проживают 393 человека с алкогольной зависимостью, состоящие на учете в районной комиссии.

Заходим еще по одному адресу, застаем компанию, теплые посиделки которой на время прерываются. Хозяйка дома – женщина, на вид лет 60, на самом деле – 30, находится в состоянии алкогольного опьянения. Секретарь КДН в очередной раз разговаривает с ней, чтобы нерадивая мать исправилась: протрезвела, привела в порядок дом, получила документы и нашла хоть какой-то источник дохода. В противном случае ее лишат родительских прав и двоих детей, которые пока проживают с бабушкой, отправят на воспитание в госучреждение. Но мать ничего не меняет в своей развеселой жизни, где нет места материнскому инстинкту.

Самое страшное, что таких матерей и в Оловяннинском районе, и во всем Забайкальском крае предостаточно. Показательным стал наш разговор, когда в рамках журналистского десанта мы хотели опросить соседей этих горе-мамочек, на что секретарь КДН Лариса Иншина нам ответила: «Да что Вы услышите от соседей, если они ведут примерно такой же образ жизни?» Вот на этих словах становится, действительно, страшно…

Такими же невеселыми мыслями делились и участники выездного заседания правительства края. Как отметил Николай Говорин, несмотря некоторые позитивные изменения – уменьшились показатели алкогольных психозов, что происходит за счет развития негосударственной наркологической помощи (клиники вывода из запоев), заявлять о снижении количества людей, страдающих алкогольной зависимостью, пока не приходится. Об этом говорит и сверхсмертность населения трудоспособного возраста, этот показатель в целом по России составляет 44% среди мужского населения, в Забайкальском крае - 53%, т.е. каждый второй мужчина не доживает до пенсии.

- Мы провели глубокий научный анализ факторной обусловленности такой смертности и пришли к выводу, что около 40% всей смертности трудоспособного возраста – это алкогольная смертность. Практически половина смертей обусловлена пьянством, - рассказал Николай Говорин.

«Пить – это не модно»

По мнению глав районов, принявших участие в заседании, проблема пьянства на селе будет не такой острой, если органы власти сообща смогут закрыть точки нелегальной торговли. Глава Улетовского района Сергей Савин выделил такое понятие, как сельский алкоголизм:

- В каждом селе сейчас нелегально работают по пять - шесть точек, где торгуют спиртосодержащими жидкостями. Мы попытались в одном из сел провести рейд – пригласили силовиков. Успеваем проехать только по двум - трем точкам – остальные быстренько закрывают и привязывают собаку к воротам, как будто там ничего и не реализовывается. Эти точки, во-первых, мешают обычной торговле, во вторых, не платят налоги, в-третьих, порождают преступность, потому что водку продают не за деньги, а за вещи: туда идет и хрусталь, и шапки, и бытовая техника. В борьбе с этими точками, считаю, необходимо действовать сообща всем органам власти: полиции, налоговой службе, Роспотребнадзору, местному самоуправлению – только тогда мы сможем добиться результата.

Между тем губернатор края Константин Ильковский придерживается более кардинальных мер. Так, по мнению главы региона, на территории Забайкалья нужно принять закон, позволяющий создавать зоны, свободные от продажи алкогольной продукцией, а продажу разрешить только в одном месте районного центра.

«Зачем нам такой бизнес, который разрушает самое главное – наше население», - отметил Константин Ильковский.

Такая мера, по мнению губернатора, будет действенной при полной ликвидации нелегальной торговли. Сейчас же, по словам главы региона, наши правоохранительные органы существенно не дорабатывают в этом направлении.

- Мы совместно с правоохранительными органами ужесточим меры воздействия. Кроме того, уточним наше законодательство, оно будет направлено на ужесточение сроков, мест и территорий продажи спиртного, требований для торгующих организаций на получение лицензий. Районам края мы окажем поддержку в обеспечении врачами-наркологами, - отметил губернатор.

Особое место в борьбе с алкоголизацией населения, по мнению участников заседания, надо отводить профилактической работе. «Пить – это не модно», - такой девиз нужно распространить, по мнению главы региона, среди молодежи.

По итогам заседания в течение 10 дней будет составлен проект постановления краевого правительства, где определят уровни полномочий и направления в предстоящей работе. Кроме того, по словам губернатора, Забайкальский край выступит с инициативой о проведении Координационного Совета при полномочном представителе президента в Сибирском федеральном округе Викторе Толконском и Госсовета при президенте РФ по проблеме развития антиалкогольной политики в России.

Людмила Миркутова