Читинская конькобежка завоевала бронзу в Хабаровске

13:32, 5 февраля 2008

Директор театра кукол размышляет о будущем краевой культуры.

В Забайкалье культура все чаще не сплачивает людей, а, напротив, рождает споры. Дискутируют о сносе зданий и застройке площадей. О строительстве новых и реконструкции старых объектов. О будущем нужной, но слабо финансируемой отрасли. Что будет с краевой культурой дальше? С таким вопросом мы обратились к директору театра кукол «Тридевятое царство», заслуженному артисту России, и.о. председателя Забайкальского регионального отделения СТД Александру Мусиенко.

- Александр Николаевич, будет ли в Чите новое здание театра кукол?

- Министр культуры края Виктор Колосов сказал, что рассматривается проект строительства театра в районе МЖК. Я с таким вариантом, конечно, согласен. Ведь даже потратив немалые деньги на ремонт нашего большого зала, мы все равно не сможем работать так, как должны: не увеличится сценическое пространство для монтажа декораций, не появятся места для инвалидов, не будет помещения для хранения спектаклей, костюмов, ростовых кукол.

Когда-то давно, в 1935 году, «умные головы», понимая, что дети – наше будущее, решили организовать в Забайкалье театр кукол. Тогда он назывался краевой передвижной театр кукол. И вот мы подошли к тому моменту, что снова стали краевым и передвижным. Тогда не было здания и сейчас его, по сути, нет. Тот зал, который мы переоборудовали из репетиционного, с 60 местами, не вмещает всех желающих попасть на спектакли. Мы вынуждены отказывать зрителям!

Я всегда говорю, что театр кукол первым приобщает зрителя к искусству. Он занимается «экологией души». К сожалению, со строительством новой страны мы поспешили отказаться от того, что было хорошего раньше. Теперь пожинаем плоды.

- И никакого просвета нет?

- Изменения, конечно, есть, но не такие радужные. Бюджетная сфера всегда была на остаточном принципе финансирования, а культура – тем более. У меня ощущение, что государству стало в тягость содержать большой штат «культработников». Отсюда – сокращенное финансирование. Понимаю, идет переход на коммерческие рельсы, но нельзя всех «стричь под одну гребенку». Детский театр никогда не сможет зарабатывать, чтобы обеспечить себя материалами для новых постановок, чтобы выезжать в районы. Нужна поддержка из федерального и краевого бюджетов.

- Сколько получает актер театра?

- В среднем 15 - 16 тысяч рублей: от 10 тысяч рублей у молодых до 22 тысяч рублей у заслуженных артистов. Хотя в Новосибирске четыре года назад при переходе на новую систему оплаты труда (НСОТ) всем учреждениям области выделялись бюджетные деньги. И к зарплате части ведущих работников, например, наших коллег Новосибирского театра кукол, была произведена доплата в размере 100 процентов. У нас – ничего! Мы живем по утвержденному штатному расписанию. Зарплату можно увеличить только сокращением штата. Почему слово «оптимизация» стало синонимом слова «сокращение»? Это неправильно. У нас урезали ставки в одних коллективах, зато в других штат стал расти. Если мы – демократическое общество, значит, должна быть прозрачность распределения бюджета, неважно – в культуре, образовании, здравоохранении…

- Нужен ли Чите музыкальный театр?

- В прошлом году на встрече руководителей учреждений культуры с Константином Ильковским обсуждался вопрос строительства музыкального театра. Все высказались. Считаю, нам нужен Дом творческих союзов (идею Конфедерации союзов вынашивал когда-то Вячеслав Толкалин). Такая творческая площадка необходима, ведь, работая в театре, актеры завязаны на свою сцену. Но актер не стоит на месте – у него есть свои увлечения, планы, мечты, которые он не может воплотить на своей сцене. Альтернативная площадка здесь может помочь.

В Доме творческих союзов могли бы разместиться организации Союза писателей, художников, журналистов. Это послужило бы объединению творческих сил, чтобы сообща решать любые задачи. Я даже предлагал проектный план: здание в стиле «хай-тек» с большой и малой сценами. Малая сцена – творческим Союзам, большая – концертный зал.

А музыкальный театр – это нереально. Мы не готовим кадры для музтеатра. Приглашать? А как быть тогда с жильем для них? Кроме того, насколько я помню, есть рекомендации строить музтеатры в городах с населением свыше 600 тысяч человек.

- В последнее время общественность бойкотирует некоторые планы застройки Читы: Пионерский парк, площадь Революции, церковь Декабристов. Как вы относитесь к таким проектам?

- Какая необходимость ломать не отработавшее свой срок административное здание на площади Революции? Если есть документальное подтверждение его аварийности, вопросов нет, сносите. Но мне кажется, что в городе существует много земельных участков, на которых можно разместить планируемый деловой центр. Меня всегда удивляла маленькая Япония, которая «пристраивает» площадь своей страны буквально из мусора. А у нас огромные территории, где можно строить, не разрушая старое. Люди, которые не были в Чите 10-15 лет, приезжая говорят: город растет, а лица у него нет. Посмотрите, как сохраняются старые районы Иркутска, Омска… Не имеет будущего тот народ, который забывает прошлое. А нам проще сломать, чем сохранить!

- Есть хороший пример - Дом офицеров. Сохранилось историческое здание, при этом в последнее время учреждение буквально ожило: проводится множество мероприятий, идет большая работа по облагораживанию парка. Но при этом администрация Дома офицеров устала бороться с вандализмом...

- Несколько лет назад я был в Сочи. Тогда еще речи не было о предстоящей Олимпиаде. Меня поразило: городок небольшой, а как много парков! Заходишь, а там современные спортивные тренажеры стоят, люди занимаются абсолютно бесплатно. И никакой охраны! Увы, в Чите… ментальность населения иная.

Я сужу и по прилегающему к нашему театру парку. В прошлом году мы восстановили там качели. И хоть камеры установили, вандалы все ломают. Три года назад по заданию первого губернатора края Равиля Гениатулина подготовили три проекта развития этого парка. Предложили сделать футбольный, волейбольный, баскетбольный корты, песочницы, дорожки для мам с колясками. Но начать надо было с ограждения – и в плане эстетическом, и для охраны. Хотели построить там летний театр, где бы абсолютно бесплатно работали коллективы – театральные, самодеятельные, школьные. Почему нет? К нам бы люди потянулись. Гениатулин план одобрил, дал распоряжение. Цена вопроса – четыре миллиона. Но распоряжение не выполнили. На днях я вновь поднял этот вопрос. К власти пришли новые люди, и очень хочется, чтобы они обратили внимание на наш такой маленький, но очень нужный театр. Как и на Читу в целом.