Госдуму предложили перенести в Нижний Новгород

10:20, 11 февраля 2008

Так в советские времена некоторые остряки «расшифровали» аббревиатуру ДНД (добровольные народные дружины). Недавно Госдума приняла Закон о дружинниках.

При царе и Советах

Но остряки явно были несведущи. У «дураков» (да простят ветераны-дружинники – авт.) свои традиции и история. И праздник: 29 апреля – День дружинника. Да и летопись народных дружин начинается не с 1932 года, когда СНК РСФСР принял постановление о создании бригад содействия милиции – БРИГАДМИЛ.

Еще в 1881 году в Москве накануне коронации Александра III была создана ДНД численностью 20 тысяч человек. А во время коронации Николая II (1894 г.) численность дружины достигла 80 тысяч. И во время восстания 1905 года опять же дружинники помогали полиции в наведении порядка.

После революции 1917 года для охраны правопорядка были созданы рабоче-крестьянские дружины. Дружинники носили оружие, могли задерживать правонарушителей, имели все права и обязанности милиционеров. Эти дружины и дали начало целому движению добровольных помощников милиции в нашей стране на долгие годы.

Дружины формировались из числа и при содействии комсомольцев, коммунистов и профсоюзов. Курировали их местные Советы и ОВД. Закреплялись они, как правило, при жилищных конторах, вузах, предприятиях и учреждениях. В 1927 году добровольные помощники милиции действовали и в сельской местности. Они оказывали значительную помощь в работе с пьяницами и борьбе с хулиганством. После 1932 года, когда они были преобразованы в БРИГАДМИЛ, статус не поменялся, как и задача – содействие в охране общественного порядка. К 1941 году численность бригад в стране составляла около 400 тыс. человек, и просуществовали они до 1958 года. А потом и пошли привычные нам ДНД.

В 1970 году в СССР действовали 100 тысяч народных дружин, а это почти 7 млн. человек. Только за один 1971 год ими было задержано и обезврежено 5 тысяч преступников. Так, в Витебске дружинник Рыбкин был тяжело ранен, но сумел задержать особо опасного рецидивиста, был награжден орденом Красной Звезды. В Костроме во время патрулирования дружинник Ерохов был смертельно ранен вооруженным преступником, но тоже сумел задержать бандита.

В 1984 году в СССР насчитывалось 202 тысячи дружин, в их числе 40 тыс. оперативных комсомольских отрядов дружинников, 50 тыс. пунктов охраны общественного порядка и 13 миллионов дружинников. Ежедневно на дежурства выходили до 400 тысяч человек.

В составе ДНД действовали и специализированные формирования: ОКОДы, отряды по работе с «трудными» детьми и подростками, по работе на ж.д. транспорте. Отряды содействовали ГАИ, помогали в борьбе с хищениями социалистической собственности. Были и так называемые «зеленые патрули» ДНД, которые помогали экологам, боролись с браконьерами и лесными пожарами.

У дружинников были красные нарукавные повязки, нагрудные знаки и удостоверения. Они поощрялись дополнительными выходными (отгулами) по месту работы и дополнительными днями к отпуску.

В 1991 году после распада СССР, когда была запрещена компартия и распущен комсомол, заглохло и движение ДНД. Дружины оставались в Белоруссии, Украине и некоторых крупных городах в России.

Комсомольцы-добровольцы

В середине 80-х мне часто приходилось участвовать в рейдах, патрулировать с местными дружинниками. Тогда в нашей областной молодежной газете такие репортажи были очень популярны, и мы посвящали им целые страницы, а то и развороты; были и спецвыпуски «02». Особенное удовольствие доставляла работа с оперативным комсомольским отрядом дружинников Читинского мединститута. Какие там были ребята! Красивые, сильные, отважные. Я не помню имени командира, но хорошо помню и знаю их наставника – начальника медвытрезвителя Центрального района капитана милиции Валерия Андреевича Назарова. Особенно проявил себя отряд в работе в рамках «трезвого» закона, принятого правительством нашей страны в 1985 году. Тогда, конечно, были перегибы, как часто бывало в России в связи с объявленной очередной кампанией. Сейчас говорить об этом - все равно что воду в ступе толочь. Было – и было. Но тогда вовсю пропагандировались «трезвые» свадьбы, проводы в армию и прочие мероприятия без спиртного. Дружинники, будущие медики, стали инициаторами такого нововведения: военнослужащим в ресторанах и кафе не подносилось спиртное, когда они приходили в форме. С этим, кстати, согласилось командование ЗабВО, потому что ОКОДовцы обосновали такой запрет вполне резонно: мол, подопьют товарищи офицеры и распустят языки, а граница-то рядом. В общем, как на том плакате: «Болтун – находка для шпиона». Офицеры, конечно, ходили в рестораны, но в «гражданке». А если и доставлялись в вытрезвитель, то утром отсеивались от основной массы и прямиком в комендатуру, а там уж…

Где ты, Кадкин?

Да, был такой дружинник в Чите - Ю.Ф. Кадкин, шофер мехколонны № 902 (может, откликнется? Было бы интересно). В ноябре 1963 года он отважно задержал рецидивиста, вооруженного обрезом винтовки. Героя я нашла в Сети. И я к тому, что недавно Госдума приняла законы «О дружинниках и помощниках полицейских». По мнению главы профильного комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой, «участие граждан в охране общественного порядка является гражданским контролем за обеспечением общественной безопасности». Депутат обратила особое внимание на то, что участие в этой работе будет строиться на принципах добровольности. Основные задачи: участие в охране общественного порядка и поиске пропавших без вести людей. Законом предусмотрены льготы и компенсации: личное страхование, проездные билеты на все виды городского, пригородного и местного общественного транспорта. А также вознаграждение: за помощь в раскрытии преступлений и задержание лиц, их совершивших. Предусмотрены и нормы правовой и социальной защиты членам семей в случае гибели народного дружинника во время исполнения им обязанностей. В то же время предусмотрены штрафы для лиц, препятствующих деятельности дружинников и внештатных помощников полицейских. Такие штрафы предусмотрены и для последних, если их действия наносят ущерб законным правам и интересам гражданам.

Теперь вопрос, а кто пойдет в дружины? Кто дерзнет выйти на улицы с красной повязкой на рукаве? Спросите любого, ответ может быть примерно таков: «Нам делать нечего? Ищите дураков». Рабочего класса нет, крестьяне, как класс, изжили себя… Остаются студенты да пенсионеры. Правда, среди вторых много молодых, участников боевых действий в «горячих» точках… Они пойдут? Оставляю вопрос открытым. Перехожу ко второму – неужели не найдутся такие самоотверженные, как Кадкин? А ведь они нужны, и давно. Наш город задыхается от всякого рода нечисти: в микрорайонах спиртом, наркотиками торгуют сутки напролет, на детских площадках сплошная матерщина… Это не считая самых наглых и дерзких преступлений, на которых одних полицейских сил не хватает. Жить страшно. И неужели это никого не волнует?

Ирина Жигулина