Читинские КВНщики играют в разных лигах

11:31, 11 февраля 2008

Накануне митинга, устроенного 4 мая противниками проводящихся в регионе социальных реформ, министр здравоохранения Забайкальского края Михаил Лазуткин собрал журналистов на пресс-конференцию. В ходе беседы он выразил свое отношение к указанной акции и рассказал о дальнейших изменениях в отрасли.

Лазуткин заявил, что «нет никаких оснований» проводить митинг с подобной повесткой, и выразил недоумение по поводу того, о каком развале сельского здравоохранения может идти речь, если в 2013 году в регионе было выстроено 11 новых фельдшерско-акушерских пунктов и не закрыто ни одной участковой больницы.

- Другое дело, в некоторых селах, так исторически сложилось, что на учреждениях висит табличка «Участковая больница». Например, в поселке Кличка, где работает примерно полтора десятка медицинских сотрудников, но нет ни одного врача. Если нет врача, как можно назвать это учреждение больницей? В таком случае закон четко оговаривает, что уровень надо понизить до фельдшерско-акушерского пункта, который не предполагает наличие врача. Мы одну табличку меняем на другую. Не трогаем ни персонал, ни само здание. Пациенты не почувствуют никаких изменений. Что в этом плохого? Найдите в этой последовательности признаки развала… Все говорит об обратном – нет в крае никакого сокращения сельского здравоохранения. Наоборот, я бы говорил о его развитии. Для протестного митинга нет оснований. Они надуманные. Если кто-то приводит эти доводы, они несостоятельны, - сказал министр.

В подкрепление собственной позиции он процитировал отрывок из речи президента России Владимира Путина, произнесенной 28 апреля на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ. Смысл последнего сводился к следующему: «втупую закачивать деньги» в социальные отрасли бессмысленно, так как повышения их эффективности без «понятной, здоровой, продуманной реструктуризации» не добьешься. Реструктуризацию же, как известно, Лазуткин начал с больниц восстановительного лечения (КБВЛ).

- В крае, с одной стороны, избыток фонда, который работает на восстановительные технологии, с другой – колоссальная потребность в койках для медицинской реабилитации, - пояснил министр одну из причин своего решения.

Он напомнил, что КБВЛ достались региональной системе здравоохранения 30 лет назад в наследство от различных промышленных предприятий, при которых выполняли функции санаториев-профилакториев, и сегодня предлагаемые ими услуги, по словам министра, безнадежно устарели.

Вторую причину – большие затраты на содержание КБВЛ, Михаил Лазуткин конкретизировал данными по уже перенесшей реструктуризацию краевой больнице восстановительного лечения №5 («Горняк»).

- Если все финансовые ресурсы, которые мы вкладываем в это учреждение – свыше 70 миллионов рублей, разделить на коечный фонд – 77 мест, получится, что одна койка обходится почти в один миллион рублей. Вдумайтесь в цифру! При этом в Краевой клинической больнице, где технологии лечения намного современнее, койка обходится примерно в 300 тысяч. А ведь это наши с вами деньги, это деньги налогоплательщиков! – подсчитал он.

При этом министр упомянул, что 50% медицинских сотрудников «Горняка» после проведенной с ними индивидуальной работы уже трудоустроены в других лечебных учреждениях.

В продолжение разговора о положительных результатах реформы здравоохранения Лазуткин сообщил, что региональные больницы больше не переполнены пациентами благодаря изменившейся финансовой политике Фонда ОМС.

- Раньше каждое заболевание предполагало определенное количество проведенных в больнице койко-дней, и если пациента удавалось пролечить быстрее отведенного срока, медучреждение могло не рассчитывать на страховые выплаты. Поэтому вся система была настроена на то, чтобы держать пациента в палате. Сейчас оплата осуществляется по оконченному случаю, что в совокупности с проведенным в рамках реформы техническим переоснащением, позволило уменьшить сроки лечения. Таким образом, если еще недавно больницы работали в полную нагрузку, а пациентами были заняты коридоры и все места, где можно поставить койки, то сегодня картина изменилась – в стационарах уже имеют мощности, которые простаивают, - отметил министр.

Сократилось, по его словам, и количество жалоб, которыми медики, считавшие систему начисления зарплат несправедливой, в начале года буквально завалили Минздрав. Инцидентов было так много, что отраслевой способ формирования фонда оплаты труда в своем послании депутатам регионального Законодательного Собрания раскритиковал губернатор Забайкальского края.

В настоящий момент, выполняя распоряжение Константина Ильковского, специалисты министерства и Читинской государственной медицинской академии (ЧГМА) формируют новый вид индивидуальных контрактов для всех категорий медработников. С одной стороны они должны будут максимально упрощать систему начисления, а с другой ­– учитывать особенности конкретного сотрудника и лечебного учреждения, в котором он работает. Сам фонд оплаты труда планируется распределить на две части. Первую – базовую – полностью подчинят всем требованиям Федерального закона и подвергнут регулярной индексации в соответствии с так называемыми «майскими указами» президента РФ. Вторая – стимулирующие выплаты – будет отражать вклад специалиста в лечебный процесс на данный период времени и определяться комиссионно внутри учреждения.

И все же Лазуткин признал: «Министерство здравоохранения не полностью контролирует ситуацию» в отрасли. Слишком многие направления зависят от полного и своевременного бюджетного финансирования. В частности, формирование фондов льготных лекарственных препаратов в медучреждениях. При этом он заверил, что вопреки слухам, «ни один пациент не страдает от недостатка инсулинсодержащих препаратов», а по мере поступления средств будет увеличиваться степень обеспеченности льготными лекарствами других категорий нуждающихся.

В отношении другой актуальной проблемы – нехватки медперсонала в сельских лечебных учреждениях министр был не столь оптимистичен, отметив, что имеющуюся в районах потребность можно было бы обеспечить буквально в течение нескольких лет, если бы на местах были созданы достойные условия для проживания молодых врачей.

- Молодежь не может приехать в село, где нет просто ничего: нет библиотек, нет культурных центров, нет Интернета, нет элементарных бытовых удобств. В июне намечается достаточно большой выпуск специалистов ЧГМА, и, конечно, мы будем проводить агитационную работу с каждым из них. Но трудоустройство врача в село – это очень сложный вопрос, решение которого зависит от деятельности многих министерств и глав районов, - сказал Михаил Лазуткин.

Евгения Паршинова