Читинские биатлонисты завоевали три медали на первенстве Сибири

09:13, 12 февраля 2008

Похоже, наши мечты о возрождении Забайкалья становятся маниловскими…

«Мы считаем недопустимым исключение Забайкальского края наряду с другими сибирскими регионами из государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Более того, планируемое десятикратное сокращение объемов капиталовложений по данной программе (с 3,8 трлн. до 353 млрд. руб.) не сможет обеспечить опережающего развития нашего региона».

Принимали – веселились…

Эти слова, словно крик о вопиющей несправедливости, прозвучали недавно в Послании нашего губернатора Константина Ильковского Заксобранию края. Понять нетрудно. Ведь мы, забайкальцы, очень надеялись на данную программу, боролись за нее, радовались, когда получили известие, что наш край наряду с Республикой Бурятия и Иркутской областью все-таки был в нее включен.

Стоит вспомнить, что еще два года назад Заксобрание края обратилось к президенту РФ с просьбой рассматривать Дальний Восток и Байкальские регионы как единое целое. И резоны приводились убедительные. Говорили: Забайкальский край и Республика Бурятия всегда рассматривались федеральными органами государственной власти как субъекты, больше тяготеющие в своем социально-экономическом развитии к Дальневосточному региону и занимающие важное геостратегическое положение на востоке страны. Подтверждением этому могут служить ранее принятые федеральные программы. Так, в 1996 году была утверждена первая программа социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996–2005 годы, в 2008 году утверждена федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Стратегические цели, структура и перспективные направления социально-экономического развития Забайкальского края, а также алгоритм и реальные механизмы их достижения в крае в значительной степени были и остаются интегрированными в вышеуказанные федеральные программные документы. Кроме того, создана корпорация «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», Забайкальский край входит в состав Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье», а Законодательное собрание Забайкальского края входит в состав Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».

Президент услышал. И в начале апреля 2013 года в Якутске Дмитрий Медведев торжественно подписал Госпрограмму социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года. Поначалу в выступлениях наших региональных руководителей звучали исключительно оптимистические ноты. «Для Забайкальского края до 2025 года – это 729 миллиардов рублей из всех источников финансирования: федерального бюджета, региональных, муниципальных и денег хозяйствующих субъектов. Еще один интересный и близкий для нас документ – это федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона, рассчитанная на 2014-2018 годы. Там предусмотрено 55,3 миллиарда рублей, и речь идет только о деньгах из федерального бюджета, с некоей долей софинансирования из региональных. Мы получим 47 миллиардов рублей из федерального бюджета, из регионального будут вложены 7 миллиардов», - говорил тогда Константин Ильковский.

…уточнили – прослезились

А уже через месяц на совещании о ходе исполнения указов главы государства Владимир Путин сказал: «Спрашивается, зачем утверждали такой документ, если непонятно, как и за счет чего его исполнение? Для «галочки» не надо работать».

Ничего себе – итог… Ведь, повторюсь, сколько было сказано и написано об этой программе, сколько надежд прозвучало в докладах и выступлениях региональных руководителей, в том числе и нашего Забайкальского края. А оказывается, все впустую. Программа-то получилась совершенно «голая», без финансового обеспечения. Ибо, как сообщил президент, она утверждена с предполагаемым объемом финансирования в 3,8 триллиона рублей, а Минфин подтвердил только 292 миллиарда. Негодованию президента не было предела: «Зачем мы себя обманываем? Будут дополнительные деньги? Какие деньги? Сколько их будет? А говорить, что это приблизительная программа, тогда это не программа, тогда это протокол о намерениях».

Трудно понять все это обычному человеку: он ведь надеется на то, что в правительстве сидят серьезные люди, они грамотно считают, точно прогнозируют со своим огромным аппаратом – и верным курсом ведут нас к счастливой жизни в соответствии с «дорожной картой». А на деле?

Еще за десять дней до принятия названной Госпрограммы на совещании у премьера министр финансов Антон Силуанов говорил: «Госпрограмму не смогли согласовать, она нуждается в доработке. Дело в том, что за счет федерального бюджета предусмотрено финансирование, в 14 раз превышающее те расчетные возможности, которые были определены, исходя из долгосрочного проекта бюджета».

Вот сказал министр, стенограмма зафиксировала, а не услышали. Видимо, очень нужна была чиновникам «галка», что не посмотрели и на этот 14-кратный разрыв в возможностях. А президент одним махом дезавуировал всю так ожидаемую нами Госпрограмму. Уже в июле 2013 года Ильковский на встрече с Владимиром Путиным заявил, что программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривает на Забайкальский край только 2,9% финансирования, а на все субъекты Байкальского региона – 10%. Остальные средства приходятся на Дальний Восток.

Несмотря на это, увеличения финансирования Байкальского региона не последовало. При этом в декабре 2013 года в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что подъем Сибири и Дальнего Востока — это национальный приоритет на весь XXI век.

Нельзя делить неделимое

Поэтому то, что случилось с программой, можно было ожидать. И вот уже 25 апреля нынешнего года на «круглом столе» Константин Ильковский попросил депутатов Госдумы не забыть распространить действие закона о территориях опережающего развития (ТОР) на Забайкальский край, Республику Бурятию и Иркутскую область. Двумя днями ранее он на совещании у министра регионального развития Игоря Слюняева выразил опасение, что Забайкальский край наряду с другими Байкальскими регионами будет исключен из госпрограммы развития Дальнего Востока и не попадет под действие нового закона о территориях опережающего развития. Добавил при этом, что без должной поддержки по развитию транспортной и социальной инфраструктуры развития регионов добиться будет сложно.

- Государство придумало новый механизм — это территории опережающего развития. И сегодня есть два системных спора — либо это Дальний Восток, и только туда будет распространятся этот механизм, либо это вся Россия, - говорил губернатор нашего края. - Просил бы депутатов Государственной Думы при принятии этого закона все-таки не забыть, что в государственной программе развития нет только Дальнего Востока, есть Дальний Восток и Байкальский регион. Если будет приниматься закон о ТОРах, то его надо распространить и на байкальскую территорию.

Сегодня мы практически стоим перед фактом исключения Байкальского региона, в том числе Забайкальского края, из этой долгожданной программы. Не только наш губернатор говорит об этом открыто, но и другие политики. Можно сослаться на недавнее выступление при отчете правительства РФ в Госдуме за 2013 год председателя партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова.

- Мы видим, - говорил Миронов, - что при смене руководства министерства Дальнего Востока Бурятию, Якутию и Забайкальский край фактически исключили из этой госпрограммы, сначала организационно, исключив руководство этих регионов из состава комиссий при председателе правительства, а потом уже и де-юре, не включив эти регионы в программу опережающего развития, - сказал Миронов.

Вообще, политику правительства РФ в этом регионе он не без основания подверг резкой критике. По его словам, правительство продолжает «шарахаться из стороны в сторону». Сегодня основной акцент сделан на формировании территорий опережающего социально-экономического развития, где будут действовать специальные льготы. Какие же это льготы? Например, упрощенный порядок привлечения иностранной рабочей силы без соблюдения существующих квот и разрешительных процедур. Если мы хотим действительно развивать наши восточные территории, говорил Миронов, приоритет в трудоустройстве должен быть отдан местным специалистам. Вахтовый метод, тем более с привлечением иностранной рабочей силы, надо разумно и очень серьезно ограничивать.

Миронов считает, что самое скверное во всем этом раскладе то, что уполномоченный государственный орган и управляющая компания, которые будут заниматься на этих территориях с опережающим социально-экономическим развитием, станут полновластными хозяевами подобных территорий, а это может сопровождаться полным игнорированием региональной и местной власти.

Также Миронов отметил, что в государственной программе по Дальнему Востоку и Байкальскому региону проблемы развития социальной инфраструктуры оказались на втором плане.

- Строительство и ремонт многих социальных объектов отнесены на период… 2020-2025 годов. Другими словами, наше правительство все еще продолжает считать, что нефтегазовый сектор, банковский сектор, фондовый рынок - это и есть экономика. А кто же будет работать? Кадровая обеспеченность всех этих программ, проектов и планов остается сегодня ахиллесовой пятой, - подчеркнул Сергей Миронов.

Что остается руководителям Байкальского региона, в том числе Забайкальского края? Если есть хоть малая надежда на то, что подъем Сибири и Дальнего Востока – действительно национальный приоритет страны на весь XXI век, то надо бороться за уже утвержденную, но потом так резко и безосновательно пересмотренную программу. Как всегда, не в нашу пользу.

Владимир Тихомиров