В Китае в преддверии Олимпиады закрывают предприятия загрязняющие атмосферу
Как «приезжие» хотят застроить берег Кенона домами и почему местные против.
Мы стоим почти на берегу Кенона, по другую сторону – дымящая ТЭЦ и сереющая в вечерних сумерках Чита, рядом – ни единого здания, только поле. Удивительно, что столько лет на этот лакомый по расположению кусок никто не замахнулся и не начал разрабатывать проект застройки.
Вечером 12 мая у стен мотеля «Красный дракон» собрался народ. На улице было холодно, поэтому долгого обсуждения не получилось: люди попросту замерзли. Представив в общих чертах проект, заказчики работ стали эмоционально реагировать на вопросы собравшихся читинцев, поэтому во время диалога с обеих сторон было больше экспрессии, чем детального обсуждения.
Детали проекта
Заказчиком застройки берега Кенона выступает ООО «Атолл» - компания, базирующаяся на западе страны. По контракту с ним российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» разработал проект, который и обсуждали на слушаниях. К слову, «Гипрогор» уже успел поработать в Забайкальском крае, сформировав систему документов по развитию региона на 2009-2012 годы. В пакет в том числе вошел и скандально известный инвестиционно-градостроительный паспорт региона, за который «Забинвестфонд» из бюджета края перечислил 10 млн рублей, в то время как забайкальские Контрольно-счетная палата и Антимонопольная служба заявили, что на эти деньги можно было создать 40 таких паспортов. Также «Гипрогор» разработал и Генеральный план Читы. От работ такого масштаба институт перешел к точечному проектированию и занялся разработкой района «Кенон».
По плану застройки, на берегу Кенона будут возведены 9 многоквартирных четырехэтажных домов и 17 индивидуальных домов площадью 200 кв метров с участками. Площадь жилых квартир составит 58 125 кв метров (1441 квартира, из них 1045 однокомнатных, 304 двухкомнатных и 92 трехкомнатных). Проектная численность составляет 2006 жильцов. Расчетная территория жилой застройки составляет 22,5 га.
Со стороны улицы Магистральная микрорайон будет отгорожен от проезжей части так называемой буферной зоной – зелеными посадками. В каждом дворе предусмотрена игровая спортивная площадка и большой сектор озеленения. Сквозь район будут проходить велосипедные маршруты – на данный момент единственные в Чите.
По словам архитектора проекта Александра Ерзовского, план застройки возвращает понятие «Собственный двор», так как дома здесь будут построены не по линии; каждый из них спроектирован полукругом либо едва не замыкающимся кругом с обособленной дворовой территорией.
Кроме того, это единственный проект микрорайона в Чите, где разработчики позаботились о соблюдении такого параметра, как «двор без машин»: два четырехэтажных здания автопарковок расположены за пределами жилой зоны, но в пешей доступности для жителей. Всего планируется организовать 1400 парковочных мест.
Рядом с домами будет располагаться торгово-развлекательный центр площадью 3,17 га. По проекту, в сутки жители «Кенона» будут потреблять 0,8 куб. метров воды. Для обеспечения этого объема, отмечают разработчики, возможно, потребуется реконструкция существующей сети водоснабжения, а также водозаборного комплекса.
- Не может микрорайон, находящийся в 150 метрах от озера, не оказывать влияния на Кенон, - заявила на слушаниях член Общественной палаты Забайкальского края, руководитель экологического клуба «Даурия» Наталья Коваленок.
Участники общественных слушаний спросили застройщиков о проекте канализации: не получится ли так, что вместе с новым микрорайоном, цена за жилье в котором, как обещают застройщики, составит порядка 35 рублей за кв. метр, город не приобретет огромную экологическую проблему с озером? Ответа не последовало.
«Планируемая застройка характеризуется значительной электрической нагрузкой», - говорится в документе. Для того чтобы обеспечить новые дома светом, потребуется подстанция с двумя трансформаторами. Кто именно будет заниматься электрификацией района, во время слушаний выяснить не удалось. Учитывая, что в городе сегодня необходима реконструкция электросетей, так как мощности уже не хватает существующим потребителям, вопрос с «Кеноном» остается открытым.
Кто будет строить?
Представитель ООО «Атолл» Николай Щербинин после завершения слушаний с самоуверенностью горожанина, приехавшего в деревню, заявил, что вопросы присутствующих были непрофессиональными, а также отметил, что территория под застройку принадлежит компании на праве собственности. Строительство «Кенона» он намерен начать уже в этом году.
Щербинин уточнил, что подобного комплексного проекта в Чите еще не было. Также представитель ООО «Атолл» пояснил, что планирует привлечь в проект строительные компании из Красноярска и Иркутска.
- Один из ваших застройщиков сейчас на общественные слушания приходил. Сегодня вечером с вашими встречаемся, - сказал Щербинин, не уточнив, какие именно из читинских застройщиков претендуют на участие в проекте.
Берег
Еще одной спорной точкой в разговоре Щербинина с читинцами стало обустройство берега озера. Между жилыми застройками и озером расположен резкий пологий спуск и ничем не огороженная железнодорожная колея, по которой то и дело следуют поезда.
- Это элементарно опасно. Перед началом строительства необходимо оговорить, кто и каким образом гарантирует проживающим безопасность, ведь те же дети, побежав купаться, могут попасть под поезд, - заявили участники слушаний.
- Нас спросили, как мы планируем обустроить берег, переходы через железную дорогу сделать. Так этим мэрия города должна заниматься. Мы готовы заниматься только территорией, указанной в проекте, - отметили представители ООО «Атолл» и ОАО «Гипрогор».
После встречи с архитекторами и заказчиком строительства Общественная палата края разместила на своем сайте информацию о том, что при разработке проекта его авторы меньше всего думали об экосистеме озера Кенон, «терпящей и без этого колоссальную нагрузку».
«В итоге общественные слушания не решали вопрос: строить или не строить. Строить будут, земля уже в собственности. Но важно помнить, что строительство в пределах прибрежных полос и водоохранных зон не запрещено, однако оно не должно вести к загрязнению и засорению водоема. К поселкам, расположенным в пределах водоохранной зоны, должны предъявляться самые жесткие требования – дома должны быть спроектированы так, чтобы не загрязнять окружающую среду», - отметили члены Общественной палаты региона.
P.S. Огромные зеленые дворы, спортплощадки и велодорожки вместо захламленности точечной застройки и экономии пространства – для Читы такой проект в новинку. Интересный, просторный, благоустроенный, с относительно дешевой стоимостью жилья, «Кенон» может стать первым словом в том, как нужно организовывать комфортное пространство города. Но без ответов на те самые «непрофессиональные» вопросы не обойтись: людям нужно рассказать, кто будет строить детсад, облагораживать берег, заниматься электроэнергией, проводить канализацию и систему водоподачи. И вопросы эти не только к «Атоллу», но и в большей степени к мэрии Читы, давшей разрешение на строительство.