Растут поставки пиломатериалов из Читинской области
Примерно 100 млн рублей потребуется краю на закон о бродячих животных.
Споры на тему бездомных животных в Забайкалье зашли в такой тупик, что обе стороны уже не могли избежать крайностей. Бездомные собаки, которые заполонили улицы – это зло или живые существа, которые тоже хотят есть, быть любимыми, жить в тепле и нуждаются в помощи? Если их повально истреблять – что будет? Как это воспримут дети? Уменьшится ли популяция, ведь на место убитых бесконечно будут приходить другие? А если, наоборот, все время закрывать на проблему глаза – можно ли будет не бояться растущих собачьих стай?
Давать деньги только на отстрелы и потравы, которые происходили в Чите с ведома власти, оказалось не выходом. По многим причинам: гуманность, вопрос к растрате бюджетных средств, опасность для людей, антисанитария от разлагающихся трупов – перечислять можно долго. Итак, несколько месяцев назад в Забайкальском крае была образована межведомственная группа, она должна была создать закон, который бы решил проблему.
Москва с задачей пока не справилась
Для начала вернемся на несколько лет назад. 19 ноября 2010 года в Государственную Думу был внесен законопроект об обращении с бесхозными животными. В документе речь идет не только о собаках, но вообще о всей живности, хозяина которой не удалось установить. Для того же Забайкалья проблемой остаются ежегодные потравы пашен коровами, которые вытаптывают десятки гектаров урожая.
Законы вроде «казнить нельзя помиловать» оказываются самыми трудными, потому что в процессе обсуждения казнить друг друга готовы почти все участники полемики. Закон о бездомных животных со скрипом прошел первое чтение и начал порастать мхом где-то на дальних полках Госдумы. Предварительно его рассмотрение назначено на июнь 2014 года. Удастся ли соскоблить слои пыли с заброшенных папок?
В Забайкальском крае ответа на этот вопрос ждали так долго, что дело дошло до пикетов, митингов и едва ли не показательного садизма.
- Не так давно у нас был митинг в защиту бездомных животных. Его собрали потому, что принятие закона идет очень длинно, - об этом на днях на встрече с журналистами рассказала председатель комитета по аграрной политике и потребительскому рынку законодательного собрания Забайкальского края Элина Акулова. Именно она возглавила межведомственную группу по работе над краевым законопроектом по обращению с бездомными животными.
Свое решение
- Если в июне федеральный закон будет принят – вообще никаких проблем не будет, в документе прописано все, - говорит Элина Акулова. Но надеяться на федералов, как показали последние четыре года, нужно с оглядкой на свою работу.
На первой встрече члены комиссии попросту переругались: услышать доводы друг друга не получилось. Вторая встреча получилась потише: эмоции выплеснули, начался разговор по делу.
Сейчас большая часть позиций уже ясна, и можно говорить о том, каким будет документ, который вскоре представят забайкальцам.
В новом законопроекте предусмотрено, что все бездомные животные после отлова на полгода будут помещаться в муниципальные приюты. На них будет создана информационная база. Пока решается вопрос, каким образом будет проводиться учет: посредством чипирования, биркования либо другими методами. За шесть месяцев из приюта собаку может забрать прежний хозяин, либо присмотреть новый.
Если этого не происходит, то через полгода после отлова право собственности на животное переходит к муниципалитету. Вместе с правом собственности переходит и обязательство по расходам на это животное.
- Нас убеждают, что появятся частные приюты, в которые муниципалитеты смогут передавать животных, - рассказывает Элина Акулова.
Это значит, что муниципалитет сможет распоряжаться животным: передать частникам, выпустить на прежнее место обитания или в некоторых случаях усыпить. Разработчики законопроекта уверяют, что правила утилизации бездомных собак будут четко прописаны, а само усыпление будет проводиться гуманными методами.
Регион передаст полномочия по реализации норм закона муниципалитетам вместе с субвенцией на осуществление необходимых мероприятий. По приблизительным подсчетам, краю потребуется порядка 100 млн рублей.
Большие деньги?
На первое время потребуется самая большая сумма: животные будут изыматься с улиц в приюты, которые еще предстоит построить или реконструировать под них уже существующие здания.
- В первый год будет максимальный объем затрат, - говорят разработчики.
Сумма расходов, конечно, впечатляет, но проблему действительно «затянули» до такой степени, что большие траты неизбежны. Деньги нужны на отлов, на 10-дневный карантин и шестимесячное содержание животных, на содержание штата работников и прочие детали. И без этого никак. Можно, конечно, пару раз в год проводить тотальную бойню на улицах, но на это также потребуются деньги. Кроме того, подобная практика в Чите за много лет и довела ситуацию до почти тупиковой.
Сегодня аналогичные законы действуют в нескольких субъектах федерации. Например, в соседней Бурятии. Наш документ писался с оглядкой на тех, кто уже работает по принятым нормативам, и как результат имеет более спокойную ситуацию на улицах городов. Тем не менее в этом серьезном разговоре должен быть услышан каждый, кто готов предложить меры кроме «всех перебить» или «убрать руки от бродяг». С животными нужно работать, и работать в каких-то рамках: законодательных, общечеловеческих, финансовых, в конце концов. Только тогда будет результат. Что еще нужно продумать в законе, о чем не забыть? Присоединяйтесь к обсуждению, уважаемые.