В детском саду поселка Песчанка по-прежнему холодно

12:47, 12 февраля 2008

Чем грозит забайкальскому дачнику покупка «нелегальных» саженцев.

Когда у нас появилась дача, сразу захотелось засадить ее всеми возможным видами кустарников и деревьев на свой вкус. Конечно, в первую очередь мы отправились на рынок покупать саженцы. Глаза разбежались от множества фантастических сортов. Что только ни предлагали местным садоводам: от «Ползучей малины» до «Вьющегося персика»… Но мы выбрали для начала красную смородину.

Один саженец может погубить весь огород

Нам повезло. Смородина в первое же лето дала скромный урожай – кисточку красных, как и было заявлено продавцом, ягод. Но далеко не всем чайникам-садоводам так фартит, опытные дачники не на шутку озабочены проблемой некачественных и попросту контрафактных саженцев. Специалисты Управления Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области с начала весенней продажи саженцев чуть ли не ежедневно проводят плановые рейды по выявлению недобросовестных продавцов. Старший государственный инспектор управления Валентина Соснина говорит, что в этом году таковых меньше, чем в прошлом, однако риск нарваться на «неправильное» растение у читинцев меньше не становится. И это еще пол-беды, если он у вас засох и не плодоносит. А если – больной?

- Один зараженный саженец может грозить всему вашему саду. Болезни сохраняются и в почве, и в семенах, и даже на корневой системе. Причем грибковые и вирусные болезни могут не только проявляться на деревьях и на кустарниках, они могут перейти на овощные культуры. Точно так же и с вредителями. Человеческому глазу не видно того же паутинного клеща, увидеть его можно только в лаборатории. Поэтому помимо документа о качестве, в сертификате сортовой идентификации на обратной стороне должны быть все результаты анализов. Некоторые болезни допускаются в небольшом количестве, то, что можно лечить, - отмечает Валентина Соснина.

По словам специалистов, в основном саженцы у нас заражены паршой, мучнистой росой, ржавчиной, гнилью. Болезней очень много, также как и вредителей, поэтому лучше в покупке саженцев для себя перебдеть, чем недобдеть. Я имею в виду – обязательно требовать документы у продавцов.

90% саженцев в Забайкалье - привозные, остальные 10% - местные, потому что сегодня у нас нет плодопитомника (раньше был известный Атамановский плодопитомник).

- Выращивают у себя только частные лица. Есть умельцы в Атамановке, в Дарасуне, стараются, прививают. Но этого числа недостаточно. Если не завозить из других регионов, мы не сможем удовлетворить потребность в саженцах наших жителей, - считает инспектор.

Что касается, приживаемости, мы можем выращивать алтайские и даже саженцы с Дальнего Востока, просто надо знать, какие сорта районированы для Забайкалья. Существует госреестр селекционных достижений, в котором указаны все сорта, и какой из них для какого региона районирован.

Отличить же привозные саженцы от местных внешне практически невозможно. Единственное отличие в том, что, когда мы будем сажать местные растения, они будут более адаптированы.

«Страшна не зима, а весна»

По поводу восстановления Атамановского плодопитомника в голосе Валентины Гавриловны звучат сомнения:

- Восстановление - это затратно, и не одного дня работа, надо покупать материал, надо закупать привои, подвои, да у нас сейчас и специалистов, скорее всего, не найдется таких. Хоть и есть у нас свой аграрный институт, но там практически нет упора на садоводство, там больше специализируются на зерновых, на однолетних, многолетних травах, на картофеле. Немного занимается этим ботанический сад, но этого тоже недостаточно.

Вот и приходится нам отдавать деньги в Алтайский край, а если брать у своих, местных, то, по словам инспектора, именно у них, как правило, и возникает проблема с документацией.

Конечно, дачники, особенно начинающие, порою сами виноваты в том, что из купленного прутика у них ничего не вырастает. Прежде чем посадить что-то, нужно почитать литературу, узнать, как то или иное растение выращивается. Валентина Соснина сравнивает этот процесс с приготовлением к рождению ребенка:

- Это тоже живой организм. И очень многое зависит от того, как вы посадите саженец. Они все, в основном, идут привитые, и надо, чтобы место привоя всегда оставалось на поверхности земли. Если вы это место закопаете, значит, у вас будет уже дичка (если это яблоня или ранетка). Бывает, что место для посадки не то выбирают. Если мы берем те культуры, которые у нас не прикапываются, их надо обязательно защитить от наших весенних пронизывающих ветров. У нас в Забайкалье страшна не зима, а именно весна, когда дуют ветры-суховеи, кора нарушается, и может погибнуть растение.

Также старший инспектор советует при выборе обратить внимание на корневую систему – она должна быть укрыта мхом, соломой, опилками, чтобы не пересыхать. Саженец из пучка должен выниматься легко, при этом сохраняя корневую систему. Обязательно также надо смотреть, чтобы кора была не повреждена, чтобы не было листьев. Если саженцы плодовые, они должны идти в один ствол, чтобы у них не было побегов.

«Корни, ствол и картинка - вот мои документы»

В документе на саженцы, продающиеся сейчас, должно быть написано: «До конца весенней продажи».

- То есть, если вы весной откопали, вынесли на релизацию и все не смогли продать, вы их на лето прикапываете, они у вас лежат в покое, не растут, и осенью снова нужно проверить их на качество, и снова получить документ для осенней продажи. Если саженцы привезены из других регионов, у них тоже документы только на весеннюю продажу. И если хозяева оставляют их здесь у кого-то на хранение до осени, то осенью они должны обратиться уже в местную лабораторию, - уточняет Валентина Соснина.

Для оформления документов в Чите существуют две аккредитованные лаборатории – ФГБУ «Забайкальский референтный центр Россельхознадзора» и ФГБУ Россельхозцентра.

Рейды специалистов Управления выявляют одни и те же нарушения год за годом: это отсутствие маркировки на растениях и отсутствие документов. Нарушители привлекаются к административной ответственности. Штрафы небольшие – скорее для острастки. На частное лицо – от 300 до 500 рублей, на должностные лица – от 500 до 1000, на юридические лица – от 5000 до 10000.

Китайский след в русской земле

Многих садоводов живо волнует тема китайского агробизнеса на территории России. Интересуются, не везут ли к нам из КНР уже и саженцы? Валентина Соснина отвечает отрицательно: саженцев не встречали, а вот семена попадались:

- В этом году мало, а раньше мы и на границе их изымали, и в тепличных хозяйствах, и на реализации даже, на рынках. Поскольку у нас ввоз семян в Россию возможен только с разрешения Минсельхоза, то когда ввозятся без разрешения и написано все на китайском языке на упаковке, что можно сказать о таких семенах? Были случаи, когда люди покупали: на этикетке нарисован баклажан, сеяли, и в итоге вырастала непонятная трава.

Кстати, о семенах. Без документов в Забайкалье большей частью продаются луковичные, лук, чеснок посевной, тюльпаны.

- Кроме того, картофель практически весь идет без документов. Хозяйства, которые его выращивают, проверяют на качество, но делают это для себя, реализацией они почти не занимаются. В основном, на реализации стоит частный сектор, а его, как правило, не проверяют. И когда вам говорят: «У меня сорт такой-то» - это обычно ничем не подтверждается. Не говоря уж о том, что у них нет даже просто документа, что картофель качественный, не больной, не заражен никакими вредителями.

Тут же Валентина Соснина поведала мне о том, какие последствия можно заработать от непроверенного картофеля.

- Однажды завезли в Забайкальский край золотистую нематоду с семенами картофеля. Какой-то человек съездил в другой город, там увидел хороший картофель, привез сюда на пробу, посадил – и пожалуйста, у нас уже карантинная зона по золотистой нематоде. А это такой неприметный организм, который так просто не увидишь, зато от него картофель мелкий становится, некоторые кусты могут вообще погибнуть, не развиваются клубни и ботва. Специалист может сразу заметить по посадкам картофеля – листья подсыхают, сворачиваются, и нет роста. Можно куст просто вытащить, а там ничего нет. Нематода остается в земле и размножается, размножается. С ней, конечно, можно бороться, и нужно бороться. У нас есть меры борьбы с вредителями и химическими препаратами, и биологическими. Можно бороться севооборотами, которые у нас никто не соблюдает, особенно дома, на приусадебных участках. У нас всегда садят на одном месте картофель, картофель и картофель. Естественно, что идет впоследствии только размножение всех болезней и вредителей картофеля. Его будет с каждым годом все меньше и меньше. Поэтому желательно, чтобы не было монокультур – в одном году сажается картофель, в следующем, допустим, что-то некорнеплодное, укроп, салат…

Дачникам остается только пожелать не нарываться на некачественный товар, всегда спрашивать документы и взращивать на своем участке все, что им вздумается.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ

Купив некачественный товар, человек может обратиться с жалобой в Управление Россельхознадзора по Забайкальскому краю и Амурской области, но надо обязательно запомнить когда, где и у кого он его купил, и желательно иметь документ, подтверждающий покупку (чек, квитанцию и т.д.).

Адрес: Чита, ул. Ленинградская, 15А

Тел.: 28-35-94