В центре Читы сгорел дорогой джип
Народный артист России пообщался с читинцами.
В рамках IV Забайкальского международного кинофестиваля 1 июня состоялся творческий вечер народного артиста России Сергея Гармаша под названием «Всякому безобразию есть свое приличие». Этой фразой Лопахина из «Вишневого сада» актер задал не только тон встречи с читинским зрителем, но и объяснил во многом свои взгляды на жизнь.
О любви
Практически два часа при полном зале краевой филармонии Сергей Гармаш держал внимание поклонников своего творчества. Всего три отрывка из кинофильмов, в которых он снимался, - все остальное – задушевная беседа и откровенные, в меру, ответы на записки читинцев.
Сразу предупредил – о политике говорить не будет.
«Я могу говорить о политике только языком театра и кино, а если начну говорить здесь, то тогда надо бросать профессию», - пояснил Гармаш. И вечер начался.
Сначала рассказ о детстве, которое провел в Херсоне, и о том, как в детском саду читал на утреннике Есенина («зацелую допьяна, изомну, как цвет…») и был за ухо выведен воспитателем. О том, как совершенно не думал становиться артистом. Судьба в нужном месте сделала затейливый крюк и подарила зрителям того Гармаша, которого мы все знаем и любим. Вместо мореходки мать подала документы в театральное училище Днепропетровска. Потом была армия, стройбат, а после уверенное покорение театральных вузов Москвы. Ну а дальше везло не по-детски – приняли в труппу «Современника», и началась настоящая взрослая актерская жизнь.
Пока Гармаш рассказывал, зрители писали записки с вопросами. Среди банальных попадались и интересные. На некоторые можно было ответить односложно:
«Дополните фразу: «Я люблю…» - «Жизнь», - ответил Гармаш и хитро улыбнулся.
А на вопрос, какую роль он не хотел бы сыграть, Сергей Гармаш ответил, что не хотел бы играть священника.
- Однажды Лунгин прислал мне сценарий «Острова», я ответил ему: «Спасибо, я не хочу». Он сказал мне: «Ты идиот». Потом мы созванивались еще несколько раз, и, в конце концов, он мне говорит: «До личной обиды». Тогда я к нему приехал и объяснил: «Я не до конца верю этому персонажу, он во власти гордыни, я выпью тебе на съемках всю кровь». Лунгин понял меня, мы расстались полюбовно, - пояснил актер.
Уже позже, после премьеры «Острова», он подошел к Лунгину и сказал, что не сыграл бы так, как Мамонов, никогда.
О СМИ
Спрашивали в зале и об отношении актера к сериалам, в которых он, нет-нет да появляется.
- Сейчас снимается много сериалов, много ширпотреба, и это развращает зрителя. За 12 часов смены должно сниматься лишь 2 минуты материала, это нормально, а у нас за это время умудряются 9 минут снимать. Невозможно при таком темпе делать качественное кино, - считает артист.
Кроме того, Сергей Гармаш отметил, что сейчас сам снимается в большом сериале о послевоенном Ленинграде.
Были и наболевшие вопросы. Например, на вопрос об его отношении к СМИ, прежде чем ответить, Сергей Леонидович с минуту помолчал.
- Этот вопрос для меня непростой, больной. Я знаю, что сегодня в СМИ есть огромное количество потрясающих высоконравственных людей, профессионалов. Для меня, к примеру, таковыми являются журналисты «Новой газеты»… Но что сейчас засилие «желтой прессы», это тоже есть. И когда идет вмешательство в частную жизнь, когда фотографируют смертельно больных актеров в больницах, это ужас. Для меня такие люди, которые это делают, равноценны тем, что в концлагерях печи открывали. Мне хотелось бы, чтобы были приняты законы, которые оградили бы от тех, кто лезет в душу, в твою семью.
Закончился вечер отрывком из фильма «12», где Сергей Гармаш произносит свой незабываемый монолог про сына. Многие не могли сдержать слез. А после в зале встала женщина и в микрофон прочитала артисту стихи о кинофестивале, которые сочинила сама.
Мальчишка внутри
После встречи мне удалось задать Сергею Леонидовичу пару вопросов. Несмотря на усталость, Гармаш отвечал по совести, вдумчиво, не на бегу.
- Должен ли известный актер быть близок к народу? В чем должна выражаться эта близость, и как не перейти грань панибратства?
- Вот так и должна выражаться: нужно приезжать на фестивали, встречаться с людьми, как это было сегодня на моей творческой встрече. Многие, если не бросят камень, все равно обидятся на меня, и не только здесь, потому что я категорически не фотографируюсь. И лукавлю о том, что у меня такой договор с агентством, что мне нельзя фотографироваться. Нет у меня никакого агентства, и никогда не было, я сам себе агент. Просто я не очень это люблю – это раз. А во-вторых, тут есть еще один важный момент. Допустим, сейчас я выйду на эту площадь. Там огромное количество зрителей. У каждого в кармане мобильный телефон. Ко мне подходят и говорят: можно сфотографироваться? Я соглашаюсь, к примеру, но дальше я должен буду сфотографироваться триста раз, потому что если я сделаю фото только с пятью, а потом уйду – вот это вот будет хамство. Это хуже панибратства. Это такая избирательность, дескать, спустился я с какого-то Олимпа. Поэтому я предпочитаю этого вообще не делать. Но зато я никогда не отказываю в том, чтобы написать автограф. А к вопросу о близости к народу: я вчера пообщался с людьми на ипподроме, посмотрел два заезда, потом поехал в Музей декабристов, и там экскурсовод провела такую экскурсию, что я сегодня разыскал ее телефон и пригласил ее на свой творческий вечер. У нее был выходной, она была дома, мы ее нашли с куратором, и она пришла на этот вечер. Вот такая близость, скорее всего, и должна быть.
- Сегодня День защиты детей и я хотела у вас поинтересоваться: правда ли, что в мужчине любого возраста всегда живет мальчишка? И если это так, то какой ваш «внутренний мальчишка»? В чем он проявляется?
- Да вот такой, как я вам рассказывал на творческой встрече… Не надо ничего придумывать, не надо из себя выдавливать. Вы правильно сказали, он должен жить внутри, в таком закрытом ящичке. Конечно, иногда его можно открыть, вспомнить о нем и рассказать вам. Но не надо играть в мальчишку, а то будешь просто сумасшедшим. Он во мне такой, каким я и был. Ощутить это можно только, когда я приезжаю домой к маме и ночую в своем доме, и ко мне приходят какие-то запахи и грезы детства. Можно жить вне возраста, но только не переходя грань, в меру. Опять таки, учитывая название моего творческого вечера – «Всякому безобразию есть свое приличие». Если я сейчас начну играть в такого юного мальчика, вы скажете: «Идиот». Но сохранить в себе детство и детские ассоциации, воспоминания, и даже свои детские мысли – это очень дорого.