НКО-нарушители не интересуются российским законодательством
От истории этой пятиэтажки – голова кругом, но жильцы держатся стоически
Человек по природе своей собственник, и если у него появилось какое-то имущество – дом или кусок земли он будет его обихаживать и беречь, а по возможности и преумножать. Вот и жильцы обычной пятиэтажной «хрущевки» 1963 года постройки по ул. Ленина, 26 решили в прошлом году вплотную заняться придомовой территорией. А что? Квартиры у подавляющего большинства приватизированы, многие живут тут чуть ли не с пеленок – в общем, как ни смотри, а хозяева. Тем более, что хозяева они замечательные – у дома участок прекрасный, озеленен, опять же жильцы за него платят…
Шок
И решили они воспользоваться данным Конституцией РФ правом, - получить в общедолевую собственность придомовую землю, а ее ни много, ни мало, а 3 тысячи квадратных метров. И та, на которой дом стоит, и та, что вокруг. А еще часть улицы им. Ленина, поскольку весь первый этаж занимают частные коммерческие структуры. В общем, есть, где похозяйничать, в хорошем смысле этого слова. Общая стоимость капитального сооружения – самого дома и придомовой территории – 160 млн. рублей.
В начале апреля прошлого года Марина Владимировна Петрова, старожил дома и председатель домового комитета, получает кадастровый паспорт на придомовую территорию и… «Это был шок! В кадастровом паспорте указан вид разрешенного использования земельного участка – «для торговой деятельности». Площадь этого участка не 3 тыс. кв. метров, которые мы оплачиваем, а 1 904, 25 кв. метра! Отдана под объекты торговой деятельности и земля под домом, которая, по логике, неотделима. Как так? Дом имеет тот же адрес, что и кадастровый адрес, т.е. как учтенный, но по координатам – не совпадает с землей, на которой стоит. Нонсенс! Узнаем мы и то, что весь участок с 2001 года был обременен арендой за множественностью лиц со стороны арендатора - ЗАО «Транзит» (в доме размещается его представитель - магазин «Алкомаркет»; генеральный директор – господин Степанов). Под эту аренду изменяется разрешенное использование земельного участка. А нас, жителей, чьи квартиры приватизированы, никто в известность не поставил!»
«Мы - никто, и звать нас - никак»
Тогда в июне прошлого года жильцы обратились с исковым заявлением в Ингодинский районнный суд. Они заявили об истребовании из чужого незаконного владения кадастрового участка, просили расторгнуть аренду, изменить разрешенное использование земельного участка и признать их законными правообладателями. Конечно же, ссылались на Федеральные законы, Земельный кодекс, Конституцию РФ. 15 заседаний суда и - «… в иске отказать».
- Почему так? Да потому что лично меня суд признал как лицо, ненадлежащее по делу, а всех жильцов вместе - «круг неопределенных лиц», - говорит Марина Владимировна. - Потому что на последнем заседании был оглашен документ, где написано, что по данным государственной кадастровой палаты, многоэтажной жилой постройки, коей является наш дом, на оспариваемом участке нет! Следовательно, общедолевая собственность – наша пятиэтажка не существует, потому что координаты дома и участка не совпадают. Значит, общедолевая собственность не может возникнуть в силу закона. Все! И мы теперь, будучи группой неопределенных лиц, не можем обратиться в суд сами. То есть, мы никто, и звать нас - никак. Наши интересы, как пояснил юрист, должна представлять только краевая прокуратура».
Контроль за ... Новиченко
Марина Владимировна не только представляла интересы своих соседей по дому в суде, она и в переписке состояла. С чиновниками. И, в частности, с Сергеем Сергеевичем Новиченко, до недавнего времени руководителем Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Но сначала хотелось бы сказать о распоряжении г-на Новиченко «О предоставлении земельного участка на праве аренды ЗАО «Транзит» по адресу: ул. Ленина, 26». Документ этот датирован 5 июля 2010 года, и, согласно ему, аренда заключалась сроком на один год. Причем в последнем пункте этого распоряжения записано весьма пространно: «Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой».
Что под этим имел в виду Новиченко, трудно сказать, остаются одни предположения… Позже, как известно, возникла судебная ситуация, и на обращение Петровой уже в нынешнем году он отвечает не менее пространно, и касается сроков договора, а также вида разрешенного использования земельного участка, и рекомендует: «...самостоятельно обратиться в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю для изменения вида разрешенного использования земельного участка с «торговой деятельности» на вид разрешенного использования «для обслуживания многокватирного жилого дома».
И это он сообщает после того, как в нарушение всех законов (и, в частности, Жилищного кодекса Российской Федерации) аренда на использование земельного участка ЗАО (ООО) «Транзит» продлялась под его «личным» контролем! Лукавство или непростительная юридическая неосведомленность? Не хочется верить: сейчас Сергей Сергеевич – и.о. министра экономического развития края, а должность эта, простите, не для безграмотных. Остаются предположения, но о них чуть позже. Этот ответ датирован 17 апреля 2014 года, а накануне «… 16.04. 2014 Департаментом на имя ООО «Транзит» было подготовлено уведомление об отказе от договора аренды земельного участка».
«Священная корова»
Земля ничья. Пока. Суд признал аренду незаконной, да и не платил арендатор, ООО «Транзит», ни копейки. А как быть с ее использованием? И опять Марина Владимировна: «Разрешенное использование? Все легко, на первый взгляд: сначала протокол собрания, где отображено волеизъявление жильцов дома об изменении разрешения использования, на этом же собрании вас наделяют определенными полномочиями, и вы приходите с заявлением в кадастровую палату. Я прихожу с таким заявлением и получаю ответ, что я лицо ненадлежащее. Никто, и не имею права. Хотя Конституцией предусмотрено, а Конституционный Суд внес соответствующие поправки о том, что даже один собственник может обратиться за изменением разрешенного использования земельного участка. И тогда я прихожу в суд со всеми документами и подаю иск: отменить решение кадастровой палаты и изменить разрешенное использование земельного участка. Судья Каминский выносит решение в мою пользу. Он пишет, что я правомочна обратиться, как собственник. Он просит не изменить разрешенное использование, а рассмотреть и ответить на мое заявление. Потребовалось меньше двух недель, чтобы это решение отменили в краевом суде. Зачем было отменять? Напрашивается второй вопрос: кого или что нельзя было трогать? «Священную корову» – кадастровую палату, или этот участок земли? Напрашивается: нельзя трогать участок земли, не лезьте туда! Хотя, мне кажется, проблема яйца выеденного не стоит; не надо никакой крови, никаких судов. Какой-нибудь чиновник на уровне заместителя мэра утверждает границу земельного участка в кадастровом плане города. По новой. Формируется новый участок, новые границы переносятся на карту города, и меняется на этом фоне разрешенная система использования земельного участка, а правообладание автоматически переходит к жителям.
Есть еще один способ – тоже бескровный. Аннулирование земельного участка с кадастровым номером, как незаконно поставленный на учет и формируется новое дело. Тоже делается росчерком пера чиновника!»
Перспектива
Все зависит от жильцов дома: хватит у них сил и терпения в этой борьбе за свое «место под солнцем», значит, ни одна пядь земли не уйдет. И быть мечте воплощенной: благоустроят территорию на свой лад, озеленят пока пустующие метры. Но если… В этом случае и фантазировать-то не надо: сценарий слишком знаком, и уже много раз проигран. И с чиновников не спросить: «одних уж нет, а те – далече». А те, кто есть, объяснятся как-нибудь. Тот же Новиченко, к примеру.
А сценарий? Есть дом, который стоит на земле. На ничьей земле. Лакомый кусок в центре города. И здесь масштабное строительство уже не нужно, все, вроде, застроено. А вот так называемое «точечное» - в самый раз. И на месте этого дома тоже может подняться башня – очередной культурно-развлекательный центр, например. Как это случилось по соседству, когда у жилого дома оттяпали участок, и даже прокуратура не помогла. Как с домом быть? Да пожар какой-нибудь, случайно-неслучайный. Жильцов – куда-нибудь, в воздух, одним словом. А чего мудрить? Дом хоть и на земле стоит, но она – ничья. Было такое в истории нашего города. Назвать адреса?..
Ирина Жигулина