Владимир Путин утвердил положение о выборах депутатов Забайкальского края

09:57, 6 марта 2008

У фильма Сергея Попова есть ровно два недостатка. Первый – это чудовищный синопсис, набитый какой-то адской трескотней вроде «об истинных нравственных ценностях, долге перед Родиной, близкими и самим собой». Зритель, безусловно, сам не разобрался бы, о чем кино – но теперь, после такого квалифицированного изложения, точно купит лишнюю булку хлеба и не менее лишнюю бутылку пива. Вторая проблема – скомканный финал: так могут кончаться книги, для фильмов это чревато. Но на фоне «объединённых общей целью молодых людей из разных союзных республик» это, конечно, полная ерунда.

Лейтенант Огарков, едва прибыв на фронт после училища в июне 1942 года, не смог доставить приказ в дивизию. За это трибунал приговаривает его к расстрелу и передает конвойному, рядовому Джурабаеву. Привести приговор в исполнение можно только после того, как его утвердят в штабе армии, но кругом война, штаб армии далеко, а тут прорвались немцы - и вот упрямый истукан Джурабаев под конвоем ведет бывшего лейтенанта Огаркова в этот самый штаб армии. Через линию окружения, через степь, через сгоревшие деревни – потому что приказ такой. Не правда ли, какое единство целей двух молодых людей?

На самом деле это кино стоит просмотра - точно так же, как повесть Эммануила Казакевича «Двое в степи» и дневники Симонова, по которым снята «Дорога на Берлин», стоят прочтения. Другое дело что фильм снят так, как сейчас не принято – без известных лиц, без рекламного бюджета и даже без музыки. Единственное, что дает ему место в прокате – юбилей Победы, в который просто нельзя отказаться от отечественного фильма о войне. Все это хорошо с точки зрения символичности и духовности – но очень плохо с точки зрения бизнеса и опять же духовности. Потому что таким макаром «Дорогу на Берлин» посмотрит очень мало зрителей. А это жаль, очень жаль – ибо «Дорога на Берлин» товар штучный, редкостный, такой делали в середине шестидесятых да в семидесятые. «Отец солдата», «Альпийская баллада», «На семи ветрах», собственно, те же самые «Двое в степи» - ну, вы помните. Помните же, да?

Это было кино без излишеств, камерное кино, мягкое и человечное, простое, как угол сарая. Сергей Попов под руководством Карена Шахназарова снял именно такой фильм – и будет очень жаль, если мы нигде больше не увидим Юрия Борисова и Амира Абдыкаликова, потому что они умеют играть без слов, да так, что это вроде как уже и не игра вовсе. Двое растерянных молодых ребят в степи, в дорогах, по которым до Берлина еще топать и топать – и это зритель знает точное число лет, месяц и день. Огарков и Джурабаев не знают ничего, любая случайная пуля прекратит жизнь, а тут еще и приговор, который перечеркивает даже такое, совсем неясное и сиюминутное будущее... И все это понятно даже ежу, без всяких разжевываний крупными планами и надрывной музыки – поскольку все, кто работал над фильмом, в кадре и за кадром, умеют делать свою работу.

В результате «Дорога на Берлин» даже не выглядит снятой. Она выглядит живой, настоящей. Несмотря на то, что методам, по которым работал Попов, вот-вот стукнет лет 50 – они оказываются гораздо более действенными, чем все свежайшие лекала и стандарты, перетащенные российским кино из Голливуда в вакуумных упаковках.

Расписание сеансов можно посмотреть в «Афише»

Степан Комаровский