Гособвинитель по делу об ограблении Читинского Сбербанка назвала сроки лишения свободы обвиняемых
Максимально наказание, которое можно получить в Российской Федерации за налоговые преступления, предусмотренные статьями уголовного кодекса за уклонение от уплаты налогов и сборов – до трех лет лишения свободы. Если уголовное дело пересматривается судом вышестоящей инстанции, вероятность смягчения наказания возрастает и в большинстве случаев назначается выплата крупного штрафа.
Однако страшно не столько назначение реального срока или денежной выплаты, сколько невозможность заниматься финансовой деятельностью и занимать определенные посты. А также потеря своего доброго имени. Последнее в рамках небольшой бизнес-сферы Забайкалья восстановить крайне сложно, если не сказать – практически нереально.
Как показывает практика работы следственного комитета Забайкальского края с нерадивыми налогоплательщиками, в последнее время среди налоговых должников прослеживается тенденция то самое доброе имя не потерять и исправлять свои ошибки еще до суда. Так, например, многомиллионный должник-организация, занимающаяся золотодобычей, в феврале 2015 года погасила 12-миллионную задолженность по налогам, оплатив также 6 миллионов пеней и штрафов.
Другой должник, больше известный как ООО «Строймонтаж» за небольшой период своей деятельности - с 2006 по 2008 годы - накопил задолженности по налоговым выплатам порядка 100 миллионов рублей. Это без учета пени и штрафов. Важным нюансом в данном производстве следователи называют то, что числился в организации с таким внушительным оборотам финансовых средств только один человек, который и был привлечен по 199 статье УК РФ за уклонение от уплаты налогов особо крупном размере.
- Данное дело рассматривалось в прошлом году и закончилось с обвинительным заключением и приговором. Директора осудили к 2 годам 6 месяцам колонии поселения. Тем не менее, апелляционная инстанция сочла этот приговор жестким и определила ему штраф в 500 тысяч, который был уплачен в тот же день, - рассказывает следователь по особо важным делам краевого следственного комитета Ольга Благодаренко.
Как отмечает следователь, к сожалению, случается и такое - после проверки организации в случае, если насчитали большие суммы налогов к уплате, а также пени и штрафы, организация идет по самому простому примитивному пути – банкротство. Всю задолженность списывают как безнадежную к взысканию. И бюджет от этого не получает ничего.
- «Конкурсной массы» (продажа имущества, которое числилось за организацией – «ЗМ») хватает только, чтобы выплатить зарплату сотрудникам и, может, какую-то часть налогов. В государственный бюджет практически ничего не уходит, - рассказывает Благодаренко.
Такие организации «сомнительного» строения в последнее время попадаются довольно часто - юридические лицо состоит только из руководителя и главного бухгалтера, однако при этом само предприятие выполняет большие объемы работ. И в случае, если дело доходит до уголовного судопроизводства из-за налоговых долгов, оказывается, что у предприятия нет ни имущества, ни транспортных средств, никаких-то еще производственных мощностей, за счет которых можно было бы взыскать задолженность.
- Как правило, у таких организаций все средства проходят через расчетный счет и к началу налоговой проверки, если руководитель предполагает подобное течение событий, расчетные счета опустошаются. В конечном итоге, бюджет недополучает серьезные деньги, - говорит следователь.
Никто из руководителей предприятий, которые становятся фигурантами уголовных дел второго отдела СУ СК, не являются криминальными элементами. Все они - обычные люди, которые руководствуются, в первую очередь, интересами организации, оставляя на заднем плане уплату налогов, и очевидно полагая, что заплатят их позже. Приоритет расходования - производственные цели. Приобретение ГСМ, расходных материалов, запасных частей - чтобы производство не остановилось. Проверки же налоговая инспекция проводит раз в три года. Но многие забывают, что за каждый просроченный день начисляются пени и штрафы, которые путем сложения образуют внушительны суммы.
- Руководитель понимает - если у него сегодня не будет бензина – машины не поедут. А если не оплачены налоги – будет штраф. К сожалению, нет адекватного наказания за эти преступления, потому что они являются преступлениями небольшой тяжести. И есть люди, которые не дорожат своей честью. Дорожат ею те, у кого, например, маленькие дети, и они понимают, что уголовная судимость родителей может повлиять на трудоустройство детей в дальнейшем, - говорит Благодаренко.
Однако, как показывает практика, честью своей и репутацией забайкальские предприниматели все же дорожат и сегодня порядка 50% подобных дел оканчиваются оплатой задолженности в полном объеме. Откуда должник берет средства на оплату долга, следователям не важно, естественно, они должны быть добыты честным путем. Но кредит это или крупный займ, или деньги, вырученные за счет продажи какого-то имущества, либо денежные средства организации – значения не имеет.
За прошедший период 2015 года по уголовным делам, находящимся в производстве второго отдела по расследованию особо важных дел краевого следственного управления ущерб бюджетам различных уровней составил 45 миллионов 300 тысяч рублей. При этом, благодаря работе следователей и верной с точки зрения закона, позиции руководителей организаций, которые оказались должниками, бюджету с начала года возмещено 57 миллионов 483 тысячи рублей.
Из чего складывается бюджет, знает каждый – и в том числе из уплаченных налогов формируются пенсии, детские пособия и выплаты социальным категориям населения. Если бюджет их недополучает, соответственно, дефицит отражается и в социальных выплатах забайкальцев. Главное помнить – оплаченные вовремя налоги для предприятия - это возможность заниматься производством без отрыва на судебные тяжбы и разбирательства. В конечном итоге заплатить все равно придется – либо большими деньгами, либо уголовной судимостью и потерей репутации.