Осужден офицер, халатность которого привела к гибели Алдара Цыденжапова
Тихоокеанский флотский военный суд признал виновным в халатности, повлекшей по неосторожности смерть матроса из Забайкальского края Алдара Цыденжапова, командира живучести эсминца «Быстрый» капитана 3 ранга А.С. Шинкаренко к 1,5 годам колонии-поселения, сообщает 18 января газета «Красная звезда».
«6 июня 2011 года уголовное дело по обвинению капитана 3 ранга Шинкаренко А.С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, было направлено для рассмотрения по существу в Фокинский гарнизонный военный суд. Им 7 июля 2011 года по результатам судебного разбирательства вынесен обвинительный приговор. Шинкаренко признан виновным в инкриминированном ему деянии и осужден к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении», - отмечает в среду издание.
Позже Тихоокеанский флотский военный суд, рассмотрев кассационные жалобы осуждённого и его защитника на незаконность приговора, признал, что действия Шинкаренко судом квалифицированы правильно и своим кассационным определением оставил вышеуказанный приговор без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.
Как отмечается в газете, причиной возгорания на эсминце стал выплеснувшийся из расходной цистерны мазут, который протёк через пайолу вниз и попал на проводку и лампочку электроосвещения помещения носового машинно-котлового отделения и в результате короткого замыкания воспламенился.
Командир корабля Огнев и его старший помощник Петрачков показали, что за топливную систему корабля отвечает командир живучести корабля капитан 3 ранга Шинкаренко. Эксперты подтвердили, что причиной разлива топлива явилась неисправность (негерметичность) измерительной втулки. Командир трюмной группы корабля Иванисеня пояснил, что об этих фактах утечки мазута он докладывал командиру дивизиона живучести корабля Шинкаренко, а также - о необходимости ремонта крышки футштока этой цистерны, у которой внутри появилась механическая неисправность: резьба частично сорвана, забита остатками топлива и отсутствует прокладка, обеспечивающая герметичность. Кроме того, в его присутствии задачу выявить и устранить неполадку перед Шинкаренко ставил командир электромеханической боевой части корабля Козачук.
Исполнявший обязанности командира дивизии капитан 1 ранга Сапрыкин подтвердил факт поступления ему 23 сентября 2010 года доклада Огнева о готовности «Быстрого» к выходу в море. Несмотря на это, утром следующего дня в отделении возник пожар. В дальнейшем было неоспоримо установлено, что матрос Цыденжапов в той обстановке чётко выполнил предписанные в таких ситуациях обязанности по обесточиванию вверенного ему поста и только затем эвакуировался в безопасное место. Как показало в дальнейшем предварительное следствие, в помещении размером 2х2 м пожар распространился мгновенно, поэтому и девяти секунд, которых смелому матросу хватило, чтобы выполнить положение, оказалось в той обстановке слишком много.
Проведённым впоследствии посмертным судебно-медицинским исследованием Цыденжапова выявлено около 100% термических ожогов пламенем.
Как сообщало «Забмедиа.Ру», ценой своей жизни он спас от масштабной трагедии корабль и 300 членов экипажа. Указом Президента Российской Федерации № 1431 от 16 ноября 2010 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, матросу Цыденжапову Алдару Баторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Он стал первым моряком-надводником, удостоенным этого высокого звания со времен Второй Мировой войны.