Жириновский попал в больницу после встречи с Путиным
Троллейбусная линия до КСК, ремонт площади Декабристов, мусороперерабатывающий завод… Это самые длительно реализуемые читинские проекты. «Новую метлу» в виде испанского оборудования для сортировки мусора доставили на территорию ОАО «ЗабайкалСпецТранс» в 2012 году, а сама идея инновационного метода переработки отходов возникла в далеком 1988-ом. Но пока техника лежала на заднем дворе предприятия, произошла не только смена лет, но и смена руководителей – три месяца назад генеральным директором «Забспецтранса» был назначен основатель УК «Регион» и «Социального такси» Антон Пономаренко. Именно ему городская власть поручила запустить мусоросортировочный комплекс. Что собой представляет предприятие сейчас и каковы его перспективы, выяснило «Забмедиа».
Назад в будущее
«Трест очистки города». Так называлась организация, созданная в Чите в марте 1932 года. Она занималась вывозом нечистот и твердых бытовых отходов гужевым транспортом. В 50-е годы прошлого столетия телеги с лошадьми заменили мусоровозами, а вначале 60-х предприятие окрестили Спецавтохозяйством Горкомхоза. Далее снова последовала череда реорганизаций, пока в 2009-м не появилось ОАО «ЗабайкалСпецТранс».
Однако в некоторых вопросах время здесь будто остановилось. И пусть на проходной предприятия пропуски выписывает не пенсионер в очках с роговой оправой, а вполне себе современный ЧОПовец, проскальзывая за вертушку турникета, словно переносишься в советские годы. По огромной территории деловито снуют сотрудники в рабочих комбинезонах, не менее солидно урчат моторами огромные самосвалы, слышится стук многочисленных цеховых дверей.
Эти цеха и есть настоящие «порталы во времени». Ныряя в пропахший машинным маслом полумрак помещений, обнаруживаешь удивительные вещи и уникальных людей. И про тех, и про других можно с уверенностью сказать – «сейчас таких уже не делают».
Например, местный «кулибин» - Камараускас Данелюс Петро или, как его здесь уважительно называют Петрович. 78-летний волшебник экспериментального слесарного цеха. Начал свой трудовой путь в расцвет КСК, на «ЗабайкалСпецТранс» пришел в 1997-м слесарем 6-го разряда, а сейчас в одном лице и токарь, и слесарь и фрезеровщик. «Золотые руки» Петровича с успехом заменяют высокотехнологичное оборудование - он на самых обычных станках за несколько дней вытачивает детали, которые обычно заказывают на заводе-изготовителе и ждут по нескольку месяцев.
В РММ (ремонтно-механических мастерских) рядом с КамАЗами неожиданно натыкаешься на ЗИС 1934 года выпуска. «Отдыхает» здесь после Парада Победы. Ради участия в этом событии «полуторка» каждый год спускается со своего постамента напротив ворот предприятия и, невзирая на возраст, своим ходом добирается до площади Ленина. За военным автомобилем бережно ухаживает уже второе поколение сотрудников «ЗабайкалСпецТранса».
Здесь вообще к продолжению дела предшественников относятся добросовестно и память о тех, кто когда-то научил премудростям «автомобильной медицины» берегут. Так, в аккумуляторном цехе обычная оштукатуренная стена увешана портретами заслуженных мастеров. Многих уж нет в живых, но их заветы выполняются, поэтому и работать перед строго взирающими с фотографий наставниками не стыдно.
- К сожалению, ремонтировать машины приходится часто. В автопарке всего 6 мусоровозов 2012-2013 годов выпуска. Остальные «рождены» в период с 91-го по 85-ый. Учитывая большую нагрузку, они по-хорошему все уже должны быть списаны и только благодаря нашим мастерам находятся на ходу, - делится и.о. начальника РММ Сергей Мухаметьянов.
Станки, на которых чинят автозапчасти, и вовсе - наследие советских времен. Поэтому большая часть физически тяжелой работы выполняется сотрудниками предприятия вручную. Например, починка контейнеров. Эти емкости регулярно портятся вандалами, которые жгут в них мусор до деформации стенок или до расщепления колес нагружают строительными отходами.
- Хорошо, если есть что ремонтировать, так как не редки случаи хищения контейнеров. Наши работники сразу сообщают о подобных происшествиях в полицию, но за долгие годы ни один украденный контейнер не был обнаружен. Между тем, стоимость емкости евро-образца составляет порядка 15 тыс рублей, обычной – 6-7 тыс рублей, - отмечает главный инженер Константин Матвеев.
Обновление оборудование и автопарка Антон Пономаренко обозначил в качестве задач на перспективу, а вот от раритетных вещей попросил не избавляться. По его словам, скоро на территории «ЗабайкалСпецТранса» появится и настоящая «доска почета», и музей истории предприятия. Но больше всего новому руководителю по душе царящая здесь атмосфера.
- Организация находится на довольно высоком профессиональном уровне. Это полностью заслуга коллектива, которому удалось сохранить лучшие традиции работы советских времен. Например, здесь всегда проходят предрейсовые осмотры, действует институт наставничества, выстроена четкая иерархия и воспитывается уважительное отношение сотрудников к интересам коллектива. Просто диву даешься, как все правильно и отлажено организованно. Это то, что сейчас называют «корпоративной культурой». На ее создание нынешние руководители тратят годы и не всегда добиваются результата, - говорит Пономаренко.
Сохраняя лучшее, создают новое
Гендиректор убежден – существующий уклад жизни «ЗабайкалСпецТранса» менять нельзя, а вот внедрить современные технологии в рабочий процесс стоит. В частности, Антон Пономаренко уже заставил административный персонал «витать в электронных «облаках». Теперь «планерки» переместились из его кабинета в виртуальное пространство. И это, по словам руководителя, только начало качественных изменений, основная цель которых – улучшение условий труда для персонала предприятия и максимальная клиентоориентированность.
- Одно из важных новшеств - обеспечение «шаговой доступности» талонов приема мусора на полигоне ТБО. Читинцам больше не придется ездить за ними в Сухую падь. Любая организация, индивидуальный предприниматель или частное лицо может оплатить вывоз мусора по ИНН через банковский терминал, а также с помощью мобильного телефона посредствам «электронного кошелька» или банковской карты, - сообщил Пономаренко.
Пока данная опция находится в банковском терминале в категории «Услуги ЖКХ» - «Охрана, Мусор» - «ЗабайкалСпецТранс», но вскоре будет вынесена в отдельную категорию. Частное лицо должно ввести свою фамилию и адрес, выбрать функцию «Оплатить сумму за талон» и получить чек, с которым сможет отправляться на полигон ТБО. Кстати, чек впоследствии можно использовать как отчетный документ.
- В связи с особенностью приема наличных средств терминалами, мы советуем оплачивать услуги по вывозу мусора банковской картой. Дело в том, что стоимость минимального размера объема ТБО (1 кубометр) с учетом НДС составляет 62 рубля 63 копейки, – уточняет начальник IT-отдела Дмитрий Ильин.
В качестве следующего шага навстречу клиентам рассматривается создание собственного Call центра и сайта, через который клиент сможет направить заявку в абонентский отдел «ЗабайкалСпецТранса», а затем с помощью оператора дистанционно оформить допуск на полигон или заключить договор на обслуживание. Также абонент получит возможность завести «личный кабинет», где будут накапливаться остатки денег в случае оплаты наличными.
- Кроме того, в планах – расширение предлагаемых услуг по уборке контейнерных площадок. Сегодня управляющие компании заключают договоры на вывоз мусора из контейнеров с нашим предприятием, а крупногабаритный мусор, который жильцы складируют рядом с емкостями, ликвидируют сами. Однако графики очистки площадок не совпадают, поэтому последние часто выглядят неопрятно, вызывая нарекания со стороны читинцев и контролирующих органов. Поэтому в «ЗабайкалСпецТрансе» разрабатывают экономически выгодное для клиентов предложение по полной уборке контейнерных площадок, - поясняет Пономаренко.
Оживляя прожекты
Что касается главной задачи, поставленной перед гендиректором, когда на территории «ЗабайкалСпецТранса» уже высятся стены будущего завода, в которых занял свое место каркас комплекса, ее реализация кажется вполне осуществимой. По крайней мере, можно наглядно представить себе цикл, который предстоит пройти ТБО до превращения в компактный брикет.
- Мусоровозы будут заходить в разгрузочный цех, и вываливать содержимое кузовов прямо на бетонный пол. Отходы силами нескольких малогабаритных тракторов направят в расположенный посередине площадки желоб и встроенным конвейером поднимут в мусоросортировочную установку. Далее они попадут в своеобразную «центрифугу» или «большой грохот», который отобьет и отсеет в отвал мелкие фракции тяжелого веса, а более легкие предметы – бумагу, картон, пластик, стекло, целлофан и жесть передаст на сортировочную площадку. Непригодное же для вторичного использования сырье будет оправляться под пресс, формироваться в брикеты и в таком виде вывозиться на полигон ТБО, - пояснил Константин Матвеев.
Помимо безусловного улучшения экологической ситуации в городе, на предприятии рассчитывают, что мусоросортировочный завод позволит существенно сократить расходы организации и станет источником дополнительной прибыли.
- Возможность спрессовать объем равный одному мусоровозу до одного брикета порождает огромную экономию места в кузове самосвала. Таким образом, на полигон, который находится в 18 км от Читы, придется отправлять гораздо меньше машин. Как следствие – существенно снизятся затраты на бензин и нагрузка на технику. Кроме того, уже есть предприниматели, желающие выкупать отсортированные отходы для их вторичной переработки, - говорит Антон Пономаренко.
Срок открытия завода назначен на первые числа августа. Несмотря на существующие сложности, новый руководитель «ЗабайкалСпецТранса» настроен решительно. Он намерен оправдать оказанное доверие и уверен, что при поддержке коллектива и должном отношении со стороны власти все получится.