В Чите был случайно застрелен 17-летний парень

14:42, 13 марта 2008

Можно ли сесть пьяным за руль? Ответ очевиден – нельзя, и государство всячески пытается это доказать. В первую очередь, определяя наказание на порядок выше того, что было предусмотрено ранее. За повторное «пьяное» вождение теперь введена уголовная ответственность.

По существу, норма закона введена в действие с 1 июля 2015 года. Теперь водитель, ранее лишенный прав за вождение в нетрезвом виде, понесет не административную, как раньше, а уголовную ответственностью. С той оговоркой, если правонарушение выявлено в течение года после возвращения ему прав, либо во время лишения. Если времени прошло больше, то в их отношении вновь начинает действовать кодекс об административных правонарушениях.

Сам закон трактуется гораздо шире и предусматривает уголовную ответственность с градацией наказания – одни, получив судимость, будут выплачивать штраф или отбывать принудительные работы, другие, по чьей вине пострадали или погибли люди, будут лишены свободы.

Как отмечает начальник отдела дознания Железнодорожного районного отдела полиции в Чите Ирина Калинина, даже такая мера ответственности не стала причиной не садиться пьяными за руль для многих забайкальцев.

Согласно данным краевого УМВД, с начала срока действия закона в Чите возбуждено 21 уголовное дело, в целом по Забайкальскому краю – 68. Часть из них направлены в суды. Ряд дел до сих пор находятся в работе и по ним собираются материалы.

- Увеличиваются подобные правонарушения в летний период времени, когда люди выезжают на водоемы, на природу, в различные городские кафе. Люди, которые садятся за руль в пьяном виде, объясняют это следующими причинами: «Хотел доехать, недалеко было», «Перегонял машину с одного места на другое», «Некому было угнать машину в гараж», «Я дал машину другу, тот напился, и мне пришлось за ней ехать» - и это несмотря на то, что сам владелец машины также был пьян, - рассказывает Калинина.

При этом она отмечает, что для задержания таких нарушителей требуется какое-то время, потому что они, осознавая тяжесть своего деяния, не останавливаются по первому требованию, а гоняют по городу в пьяном состоянии, рискуя не только своей жизнью, но и жизнью сотрудников ДПС, пассажиров и горожан.

В качестве наказания за такое правонарушение человеку назначается штраф от 200 тысяч до 300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов либо принудительные работы или лишение свободы сроком до двух лет.

У медали существует и другая, более печальная сторона, когда подобные гонки в пьяном виде заканчиваются трагедией. И не всегда в них участвуют те, кто лишен прав. Только с начала действия закона, с 1 июля в Забайкалье произошло восемь ДТП, в которых пострадали или погибли люди. Во всех случаях водители находились в нетрезвом состоянии. По двум ДТП результаты экспертизы пока не готовы, однако внешние признаки указывали на то, что водители употребляли спиртное.

Так, например, в Дульдургинском районе 13 июля на 114 км автодороги «Дарасун – гос. граница МНР» водитель автомашины «ВАЗ-21140» 1992 года рождения выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с трактором-погрузчиком «LW-300 F». В результате этого водитель и три пассажира автомашины «ВАЗ-21140» от полученных травм погибли на месте ДТП, ещё 4 пассажира этой же автомашины получили травмы различной степени тяжести.

Еще один случай запомнился всей стране, когда 22 июля в Краснокаменском районе водитель автомашины Mitsubishi Canter 1974 года рождения при проезде железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора, допустил столкновение с локомотивом. В результате этого трое человек, в том числе и водитель микрогрузовика, погибли. Остальные пассажиры данной автомашины получили травмы различной степени тяжести. Предположительно, водитель а/м Mitsubishi Canter находился в состоянии алкогольного опьянения.

В подобных необратимых случаях, которые уносят жизни людей, судимость и тюремный срок для виновника – наименьшее наказание, которое он может понести.

Согласно закону, если вождение в нетрезвом виде привело к ДТП с летальным исходом, предусматривается лишение свободы на срок от 2 до 7 лет, а если по вине пьяного водителя погибли два и более человек — от 4 до 9 лет.

Как это не парадоксально выглядит со стороны, подобные запретительные и карательные меры почему-то не пробуждают здравый смысл в людях. Ни высокие штрафы, ни принудительные работы, ни тюремные сроки, ни жизни других людей не становятся причиной, из-за которой пьяный скажет себе «Стоп» и не сядет за руль. В чем проблема? В неправильном воспитании, неосознанности граждан? В недостаточной профилактической работе государственных органов, которые действуют только методом кнута, забывая о том, что людей нужно воспитывать и другими мерами? Потому что на каждое действие находится противодействие. Вот такое печальное. И порой совершенно необратимое.