8 890 домов Забайкалья требуют капитального ремонта электропроводки

15:18, 14 марта 2008

15 августа любители истории отмечали День археологии. Незадолго до этой даты в соседней Амурской области завершила очередной полевой сезон Албазинская археологическая экспедиция.

Ее участники раскапывали захоронение племени дауров - тех самых, от которых происходит топоним Даурия, и сам Албазинский острог - первое русское поселение на Амуре, многие жители которого пришли на Дальний Восток из Забайкалья.

Справка

Раскопки Албазинского острога в Амурской области поддержало Русское географическое общество, выделив грант в 835 тысяч рублей. Археологическая экспедиция также получила около 800 тысяч рублей от Минкультуры РФ. Работа археологов позволит пролить свет на быт первых русских поселенцев на Дальнем Востоке. Ученым предстоит определить, как выглядели албазинцы, что ели и чем болели.

Лицо женщины

До середины XVII века дауры жили в долине реки Шилка, в верховьях Амура, на реках Зея и Бурея. Основными их занятиями были пашенное земледелие, скотоводство, охота и рыболовство. Они даже сооружали укрепленные городки, но использовали их только при организации обороны. В 1694 году дауры под давлением русских переселились в Маньчжурию, на притоки Сунгари, и до сих пор проживают в северной части Китая.

- Во время раскопок вблизи села Албазино ученые обнаружили погребение, которое, предположительно, включает останки одного мужчины и нескольких женщин из племени дауров, относящихся к владимирской археологической культуре. По предварительной оценке, возраст могильника - около трех веков. В нем найден характерный инвентарь - боевой нож, металлические украшения одежды, кольца, пряжки, серьги, подвески дауров, - рассказал руководитель Албазинской археологической экспедиции Андрей Черкасов.

В конце августа к обследованию найденных останков приступит сотрудник Музея антропологии Московского государственного университета Денис Пежемский. Ему предстоит определить точный возраст и пол найденных дауров.

Ученые надеются, что один из хорошо сохранившихся черепов позволит также провести антропологическую реконструкцию и восстановить облик древней жительницы Приамурья. Подобный опыт в регионе уже есть: ранее здесь восстановили облик жителя Албазинского острога. Его макет выставлен в краеведческом музее Благовещенска.

Казак-богатырь

И хотя участникам Албазинской экспедиции удается находить интересные артефакты, которые относятся к временам до прихода русских казаков, их основная работа связана с раскопками самого острога. И здесь тоже не без сюрпризов!

Стоит пояснить, что Албазинский острог впервые упоминается в 1650 году, когда отряд Ерофея Хабарова занял городок даурского князя Албазы. В 1665-1666 годах там обосновались казаки и крестьяне во главе с Никифором Черниговским.

Крепость и число проживавших в ней людей непрерывно росли, пока в 1685 году на укрепление не напало 10-тысячное маньчжурское войско - империя Цинов не признавала присоединения Приамурья к России. Противник дважды осаждал острог. Русские оставили его лишь после подписания в 1689 году Нерчинского договора с Поднебесной. Документ устанавливал, что Албазин подлежал «разорению до основания» при «клятвенном обязательстве» Цинской империи не заселять эти земли.

- В начале августа во время раскопок на месте бывшего острога археологи обнаружили 19 одиночных захоронений в добротных, хорошо сколоченных гробах. По нашей оценке, они относятся к началу осады острога маньчжурскими войсками, когда в крепости еще был священник, способный отпевать покойников, были дерево и силы для изготовления гробов. Позже погибших уже не хоронили, а складывали в землянке, - пояснил Черкасов.

В начале полевого сезона специалисты завершили исследование обнаруженной ранее землянки, ставшей братской могилой защитников русской крепости, а после приступили к раскопкам на расположенном поблизости участке, где им удалось сделать новые открытия. Среди найденных тел - останки не только воинов, оборонявших острог, но и детей, и женщин.

- В одном из погребений мы обнаружили тело мужчины, который, судя по размерам гроба, был внушительных размеров. Антропологам, конечно, еще предстоит оценить эти останки. Но, по нашим прикидкам, его рост составлял около 1,8 метра - для XVII века это был очень высокий мужчина, - сказал археолог.

В районе живота погибшего богатыря найдено небольшое маньчжурское ядро, от попадания которого он, вероятно, и погиб. «Удивительно, что ядро не прошло навылет, а застряло в теле погибшего. Либо оно уже было на излете и потеряло энергию, либо казак был настолько крепок и силен, что даже ядром его не удалось пробить насквозь», - пояснил Черкасов.

В конце августа к изучению найденных останков приступят антропологи. Тех наших предков, останки которых специалисты успеют изучить до конца лета, вместе с телами более чем 60 ранее обнаруженных жителей крепости, перезахоронят 5 сентября на территории бывшего острога. Здесь же планируется установить часовню.

Этим летом в Бурятии археологи провели раскопки могильника гуннского периода и обнаружили скелет женщины этого кочевого племени, а также ее украшения - бусину, фрагмент кольца и когтевидную подвеску из глинистого известняка.

Кстати
Этим летом в Бурятии археологи провели раскопки могильника гуннского периода и обнаружили скелет женщины этого кочевого племени, а также ее украшения - бусину, фрагмент кольца и когтевидную подвеску из глинистого известняка.
- Находки сделаны на месте могильника у села Нижний Жирим Тарбагатайского района Бурятии. Этот могильник - смешанный: он относится к бронзовому и хуннскому периодам. К сожалению, захоронение разграбили еще во времена хуннов, - рассказал научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Билигто Базаров.
Заинтересовавший ученых могильник считается «рядовым», так как здесь был захоронен простой гунн, а не представитель знати. «Тем не менее, захоронение имеет культурно-историческое значение в рамках масштабного исследования формирования хуннской империи, которое проводится в Бурятии», - отметил археолог, подчеркнув, что раскопки захоронений кочевого племени продолжатся.

Илья Баринов