Губернатор Забайкальского края недоволен безграмотными коммунальщиками
Школьная форма: 100 лет назад и сегодня
Более 180 лет назад, в 1834 году, был принят закон, утвердивший внешний вид гражданских мундиров служащих госучреждений Российской империи. А поскольку гимназии относились к госучреждениям, то согласно «Табели о рангах» в форму облачились не только преподаватели, но и учащиеся.
Лопоухие «мартыханы»Мужская классическая гимназия открылась в Чите в 1884 году и поначалу размещалась в арендованном двухэтажном доме на улице Большой (ныне ул. Ленина). В специально построенное двухэтажное каменное здание на улице Бульварной (Бабушкина) гимназия переехала в 1894-м.
Сто двадцать лет назад учились здесь дети дворян, чиновников, мещан и купцов, казаков и крестьян, а также ребятишки из бурятских семей, родители которых внесли средства на строительство гимназии. В 1915 году здесь было свыше 500 гимназистов.
Читинские гимназисты носили двубортные шинели светло-серого цвета с двумя рядами гладких пуговиц и темно-синими петлицами с белым кантом. Сзади шинели - хлястик с двумя такими же пуговицами.
На голове - темно-синяя фуражка с лакированным черным козырьком и серебряным значком из двух скрещенных лавровых веток и номера гимназии между ними.
В черной гимнастерке, подпоясанный лакированныйм ремнем с металлической бляхой, гимназист даже летом был виден издалека.
Зимой – шинель, а вместо шарфа мальчишки носили черный суконный нагрудник. Как у матросов! Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник. Для книг и тетрадей у старших гимназистов был портфель, у младших - ранцы из тюленьей кожи.
Описание довольно красивое. Но вспомним Петю, героя повести Катаева «Белеет парус одинокий», и картинка несколько поменяется:
«Из большого загорелого мальчика с длинными ногами в фильдекосовых чулках он, надев форму, превратился в маленького, выстриженного под нуль, лопоухого приготовишку, на гимназическом языке - «мартыхана».
Длинные суконные брюки и форменная курточка, купленные за тридцать шесть рублей в конфекционе готового платья Ландесмана, сидели мешковато, очень неудобно. Грубый воротник натирал нежную шею, привыкшую к свободному вырезу матроски.
Даже пояс, настоящий гимназический пояс с мельхиоровой бляхой, о котором больше всего после фуражки мечтал Петя, не оправдал ожиданий. Он все время лез под мышки, бляха съезжала набок, языком висел свободный конец ремня...».
Девочки тоже учились. Первая Читинская женская гимназия в 1909 году тоже переехала в новое каменное двухэтажное здание на улице Уссурийской (Чкалова).
В 1909 в гимназии обучались 460 девочек, 419 из которых были приходящими, 41 жила на пансионе. У гимназисток было несколько форменных нарядов. Ежедневный – «глухое» коричневое платье из камлота и шерстяной фартук черного цвета. Парадная форма - то же платье, белый фартук и нарядный кружевной воротник. В ней девочки посещали театр, церковь, в ней же бывали на рождественских вечерах.
Как указывали гимназические циркуляры, «ношение браслетов, колец, ожерелий, брошек, металлических цепей, часов и пр., как и отступление от формы, отнюдь не дозволяется». Но при этом «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».
Форма из военных гимнастерокА потом бабахнула революция, и новая власть начала борьбу с пережитками и наследием царского режима, в 1918 издав декрет «О единой школе…», отменяющий ношение школьной формы. Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. Но на самом деле всю страну, а наш край – особенно, задавила бедность.
Нет обуви
В пассажах Второва и Самсоновича обувь совершенно отсутствует. Приказчики уныло стоят у пустых прилавков и беспрерывно приходящим покупателям в чаянии найти хоть какую-нибудь обувь неизменно повествуют затвержденный ответ: обуви никакой нет.
«Забайкальская новь», 1917 г.
Тридцать лет советские ученики не знали школьной формы.
Моя будущая свекровь Людмила, тогда еще Дудкина, пошла в первый класс в победном 1945-м. По ее словам, о форме и речи не могло быть. «Легкая промышленность была никакая. Выдавали отрезы ткани по талонам или в качестве премии. Довоенная ткань очень ценилась, и старую одежду много раз перешивали и перелицовывали. В такой «перелицовке» я и пошла учиться. А еще после войны было введено раздельное обучение, от которого отказались только через несколько лет», - рассказывает она.
В единую школьную форму поколение послевоенных учеников оделось в 1949 году. Правда, форма сталинской эпохи один в один походила на одежду гимназистов царской России. У девочек все те же белые фартуки и пришивные воротнички и манжеты для праздников. Черные фартучки и коричневые банты полагались на «повседневку».
Мальчишек приодели в серые военные гимнастерки с воротником-стойкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательно - ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком. И, конечно, у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
Платье – на вырост. Голову - налысоЯ пришла в школу в 1965 году. Накануне, в 1962-м, стиль советской школьной формы был несколько модернизирован. Правда, на платьях девочек это особо не отразилось, разве что покороче стали.
Хорошо помню свою первую школьную линейку. На мальчишках, моих одноклассниках, были серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Под пиджачком – белая рубашка, воротник - сверху. Все они были острижены практически налысо, только на лбу сохранялась совершенно дурацкая квадратная челка.
Ладно мальчишки! Ту свою первую линейку я помню еще и потому, что все девочки моего класса казались мне невероятно красивыми. У меня тоже было коричневое платье, но очень длинное – «на вырост». И белый фартук не из магазина: мама сшила его сама из какого-то тяжелого скользящего шелка. На голове – бант из этой же ткани. На туфли денег не хватило, поэтому я была в коричневых сандалиях, изрядно потрепанных за лето.
Бретели фартука соскальзывали с плеч, и я их без конца поправляла. Бант от тяжести свисал на лоб, и я дергала головой, как скаковая лошадь, откидывая его назад. Потом мне это дело надоело, я смирилась и тихо заплакала. Мама что-то защебетала, решив, что дочка боится школы. И только учительница – моя первая учительница Евгения Васильевна Серова (Ленькова) все поняла. Подошла, погладила меня по голове, легонько стянув злополучный бант, и тихо шепнула: «Не реви, ты самая красивая…».
Мы пошли в класс. Все парами «мальчик-девочка», а я – отдельно, держась за руку Евгении Васильевны. Шла гордо. Слез - как ни бывало…
Школьную форму мы носили все 10 лет – от первого до последнего звонка. Хорошо помню, что коричневое платье стоило 17 рублей. Его старались выбирать помоднее – в складку. И утюжили эти складки ежедневно через марлю. И прожигали нещадно. Нередко так и ходили весь учебный год – со следами от утюга.
Девчонкам, конечно, хотелось хоть чем-то выделиться. У нас такая возможность была – все мы хорошо шили (а как иначе, если в шефах – швейная фабрика?). Поэтому шло негласное соревнование в вариантах воротничков и манжет – кружевных, гипюровых, с вышивками и мережками.
В 70-х мальчишкам «повезло»: у них появились брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал нынешние джинсовые. Эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем на рукаве от стирки трескалась и расползалась.
Правда, досталась им новая форма поздновато: к старшим классам наши мелкие пацаны буйно двинулись в рост, их куртки трещали по швам на спине, а алюминиевые пуговицы с треском отскакивали при резких движениях акселератов. Так что школу окачивали наши мальчишки «по-взрослому», в пиджаках.
В середине 80-х мой старший сын пошел в школу в таком же синем костюме, а его одноклассницы наряжались в «тройку» синего цвета, состоящую из юбки, пиджака и жилетки.
В 1992 году школьную форму отменили, так что младшему сыну поносить ее не пришлось.
…Совсем скоро мой внук Георгий станет первоклассником. На днях мы с ним приобрели школьную экипировку. Наказ «строгий костюм черного цвета» выполнить было трудно – мал мой внучок. Обойдя 15 (!) читинских магазинов, в восьми из них примерив по несколько пиджаков и брюк, мы, наконец, нашли в «Угловом» требуемый размер – 28-й, рост 122. Костюм строгий и шикарный, как у жениха. Мастерски пошит на московской фабрике из добротной ткани. И ценник ого-го – 3750 рублей. Я смотрела на него и представляла, как на перемене летит мой озорник по школьным коридорам, а фалды «взрослого» пиджака – как крылья у птицы…
А что если попроще, поуютней и комфортней? Курточку, например, или комбинезон? И чтобы одинаковый для всех «мартыханов» начальной школы.