Питерский «Зенит» в 1\4 кубка УЕФА сыграет с «Байером»

23:06, 14 марта 2008

120 лет назад в Читу на строительство железной дороги прибыли квалифицированные рабочие из Петербурга, Сормова и других городов России. 2 сентября 1895 года состоялась закладка станции Чита в пяти верстах к западу от города, которая в дальнейшем называлась Чита-вокзал, Чита-Дальний вокзал, Чита-I. 15 июля 1899 года началось движение по участку железной дороги Чита - Сретенск. После проведения в 1900 году железной дороги Чита стала самым крупным транспортным узлом и промышленным центром Забайкалья.

Будуар буфетчицы в мужском туалете

Самыми красивыми вокзалами в нашей стране считаются Витебский в Санкт-Петербурге и Киевский в Москве. Поклонники советской архитектуры лучшим называют здание Челябинского железнодорожного вокзала. Кого-то поражает современный Самарский вокзал, а внутреннее убранство Омского кому-то напоминает королевский дворец. Но наш-то ведь тоже неплох?!

Здание действующего железнодорожного вокзала станции Чита-II было заложено спустя два года после начала в 1897 году прокладки Транссибирской магистрали. И место нашлось - южная часть Атаманской площади.

Строительство вокзала, а шло оно по тем временам долго, сопровождалось чередой ЧП. «1 июля 1902 года сгорели леса, установленные снаружи здания для штукатуров, а 22 сентября сгорел барак строителей», - писал краевед Виктор Лобанов.

Наконец 7 июля 1903 года построенное здание освятили. Оно было большим, с помещениями для буфета-ресторана, с отделением почты и телеграфом, и очень красивым снаружи: огромный купол в центре придавал зданию парадный вид.

Но скоро началась Русско-японская война 1904-1905 годов, и при мобилизации Забайкальская железная дорога и станция Чита-город оказались в затруднительном положении. Размеры и условия перевозок не соответствовали графику. Вокзал с работой не справлялся.

Станция Чита-город не готова к проезду русских войск. Нет иконы, не торгуют газетами, не подготовлены туалеты. В мужском туалете оказался будуар буфетчицы вокзала. Начальнику вокзала Гаркавичу поставлено на вид и приказано исправить положение незамедлительно.

«Забайкальские областные ведомости», 14 февраля 1904 г.

У ворот - железнодорожные стражники

1 октября 1911 года Читу посетил министр путей сообщения Сергей Васильевич Рухлов. Надо сказать, что при нем значительно повысилась пропускная способность и рентабельность российских железных дорог: они впервые за много лет стали приносить государству прибыль.

Местные железнодорожные власти подали министру прошение о расширении вокзала и строительстве рядом с ним грузовой станции. Но министр отказал, заявив: «Единственная в России убыточная дорога - это Забайкальская. И средств на нее нет».

Выход нашли. Было решено делать перронный сбор - 10 копеек серебром с господ, встречающих и провожающих. Сбор давал 3-5 рублей в день, что считалось неплохой прибылью.

Станция Чита-вокзал в скором времени будет обнесена высоким забором и для входа посторонних лиц, кроме как в пассажирское здание, будет закрыта. У каждых ворот, как мы слышали, будут стоять железнодорожные стражники и пропускать служащих по особым маркам. Для частных же лиц за вход в перрон будет взиматься известная плата.

«Забайкальская новь»,

12 ноября 1910 г.

Видимо, помогло, но, как писала три года спустя эта же газета, «после трехмесячного перерыва, вследствие капитального ремонта здания читинского городского вокзала, с 1 ноября на станции Чита-город вновь установлен перронный сбор».

Перронный сбор на вокзале отменяли, потом вновь возвращали. Действовал он и в Чите нэповской, и в Чите конца прошлого века. Наверное, многие из читателей помнят, как в 1994 году наш вокзал окружили заборами, установили проходные, и за вход в зал ожидания и на перрон стали брать отдельную плату. Было такое дело. Лишь бы это «хорошо забытое старое» больше не повторялось.

Обмороженные колчаковцы и дедушка Калинин

Наступавшие в августе 1918 года белочешские и белогвардейские войска в Забайкалье успешно одолели сопротивление красногвардейцев и захватили Читу. Летом 1919 года на привокзальной Атаманской площади белые проводили военные парады. В январе 20-го на читинский вокзал один за другим прибывали эшелоны с беженцами и голодными и обмороженными частями остатков колчаковской армии.

Прибытие генерала Войцеховского
Сегодня в 10 часов утра прибыл в Читу генерал Вой­цеховский. На вокзал был вызван почетный караул юнкеров с оркестром… Главнокомандующему всеми вооруженными силами на Дальнем Востоке передана из Верхнеудинска следующая телеграмма:
«После беспримерных трудов и лишений, придя в Забайкалье, я от лица всех членов 1-й кавалерийской дивизии приветствую Вас, атаман Семенов, как старейшего кавалерийского начальника, и надеюсь, что после отдыха, мы под Вашим мудрым руководством сломим большевизм и создадим наше отечество в полном его прежнем блеске. Да здравствует атаман Семенов! Да здравствует лихая русская конница и наша будущая победа». Нач. 1-й кавал. дивизии генерал-майор Кислицын.

«Забайкальская новь»,

20 февраля 1920 г.

Весной 1920 года тифозных больных и раненых солдат отступающего Каппелевского корпуса выгружали из эшелонов и кормили, организовав питательный пункт.

В октябре 1920 года Читу заняли красные партизаны и части народно-революционной армии ДВР. Вскоре наш город стал столицей буферной республики, главные митинги которой проводились на привокзальной площади.

«На вокзале неизвестно по чьей вине творятся различные ненормальности, - писал «Дальне-Восточный путь» в марте 1922 года. - После полуночи все приехавшие с поездами пассажиры выгоняются из помещения 1 и 2 класса в тесное помещение 3 класса, где происходит давка, чем пользуются любители чужой собственности. Адский холод в 3 классе и теснота, несомненно, являются и причиной заболеваний, - особенно детей. Необходимо принять срочные меры к устранению творящейся ненормальности».

В ноябре 1922 года ДВР была ликвидирована. В регионе началась «советизация», завершившаяся прибытием в Забайкальскую губернию летом 1923 года председателя ВЦИК СССР Михаила Калинина. «Всесоюзного старосту» торжественно встречали на читинском вокзале, а на привокзальной площади, которая тогда уже называлась площадью Свободы, он выступил на многолюдном митинге. После этого визита улица Александровская (Амурская) стала Калининской.

Встреча М.И. Калинина на читинском вокзале, 1923 г.

Так что вокзал в эти годы был центром военных и политических событий.

Случай на вокзале
23 февраля на вокзале имел место следующий случай. Неизвестный китаец, при востребовании у него перронного билета, бросил нагруженный мешок и скрылся в толпе. О происшествии было заявлено агенту ТОГПУ. В мешке найдено оружие – револьверы и патроны к ним, а также два бинокля и опиум.

Рабкор №13.

«Забайкальский рабочий», 26 февраля 1925г.

Зачем смешить людей?
В станционном здании Чита-II на стенах читаем надписи: «Не сорить - штраф 3 руб.», «Не плевать на пол! Штраф 3 руб.» и даже «Не курить!», т.к. это удовольствие тоже будет обложено штрафом в 3 рубля.

Конечно, очень хорошо соблюдать правила санитарии и гигиены, против этого возражать никто не будет, но администрации дороги необходимо посодействовать гражданам выполнять эти требования. В здании нет ни плевательниц, ни ящика для сора.

При таких условиях надписи только смешат людей.

«Забайкальский рабочий», 18 сентября 1924 г.

Мао Цзэдун, Брежнев, Солженицын…

Только в 1936 году власти нашли средства, чтобы пристроить к вокзалу большое крыло.

Во время войны станция Чита-II провожала на фронт и встречала поезда с ранеными: наш город стал большим эвакогоспиталем. А летом 1945 года военные и санитарные поезда шли через Читу на Восточный фронт.

В начале 50-х годов читинский вокзал был оцеплен частями НКВД: в городе принимали высоких гостей - делегацию недавно образованной Китайской Народной Республики во главе с Мао Цзэдуном, ехавших на встречу с «вождем народов» товарищем Сталиным.

В 1978 году читинцы встречали генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева, проезжавшего по Транссибу в специальном поезде. «На вокзале Чита-II его сердечно приветствовали руководители области, представители трудящихся города, воины Читинского гарнизона, командование ордена Ленина Забайкальского военного округа и Забайкальского пограничного округа», - писали тогда газеты.

Л.И.Брежнев в Чите, 3 апреля 1978 г.

Побывали на нашем вокзале и лидеры КНДР Ким Ир Сен - в конце 20 века и Ким Чен Ир - в начале 21-го.

27 мая 1994 года Александр Солженицын, высланный в ФРГ за публикацию на западе книги «Архипелаг ГУЛАГ», прилетел из США в Магадан, а затем проехал на поезде через всю Россию - от Владивостока до Москвы. Памятная встреча читинской интеллигенции с писателем, возвращавшимся из изгнания на Родину, состоялась на привокзальной площади.

А.И. Солженицын проездом в Чите, лето 1994 г.

…Артисты, спортсмены, политики, писатели, ученые - всех по-прежнему встречает читинский вокзал. Сто лет назад и сегодня.