В Чите бомжей научат музыке и эстетике
В один из последних дней лета на площади перед Казанским собором прошел праздник милосердия «Белый цветок», возрождающий благотворительные традиции читинцев. Между тем сто лет назад жители нашего города были очень сострадательны и сообща могли в короткие сроки набрать большую сумму для помощи.
Жертвуйте на борьбу с чахоткой!
«Дни цветков» стали популярны в Европе с конца ХIХ века: чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали профилактические листовки и белые цветы, организовывали пункты по сдаче анализов и читали бесплатные лекции. Эту инициативу поддержала царская семья Романовых.
20 апреля 1911 года Всероссийская лига борьбы с туберкулезом впервые провела в нашей стране день «Белого цветка», который быстро распространился по городам России, называясь и праздником «Белой ромашки», и «Фиалки», и «туберкулезным днем». Сопровождался он шествиями с военными оркестрами, благотворительными спектаклями, балами, лотереями с продажей живых и искусственных белых цветов.
Великие княжны и цесаревич – участники «Белого цветка», 1912 г.
И если вы думаете, что в начале прошлого века маленькая, провинциальная Чита оставалась в стороне от благотворительности, глубоко ошибаетесь.
В Забайкальской области в начале XX века организацией праздников «Белого цветка» занимался Читинский отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом. Самые первые из них были устроены уже летом 1911 года.
О том, как в Чите прошел «туберкулезный день», интересовались Иркутск и Санкт-Петербург. Иркутяне попросили «прислать лекции, брошюры, программы, плакаты и др. материалы по устройству праздника в Чите». Как сообщала «Забайкальская новь» 6 августа 1911 года, «правление Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом запросило комитет по устройству праздника «Белого цветка» о характере организации «туберкулезного дня». Собранные материалы войдут в доклад международному съезду в Риме, который созывается на октябрь».
От года к году это мероприятие набирало популярность в Забайкалье. К благотворительным базарам готовились заранее. В каждой семье вручную мастерили сотни цветков и передавали в организационные комитеты.
Юные барышни и дети ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования в специальные кружки, выкрикивая: «Жертвуйте на борьбу с чахоткой!». У каждого сборщика были особый значок и номерная карточка. В учреждениях, гимназиях и театрах ставили большие чаши для пожертвований. Прейскуранта на букеты не было - каждый давал, сколько может. В конце дня деньги сдавались в счетную комиссию под расписку.
Сборщики пожертвований в день «Белого цветка»
Отчет о собранных средствах печатался в газетах. «Праздник фиалки, устроенный 23 октября, прошел довольно хорошо. Вчера, около часу дня, были подсчитаны все кружки, циркулирующие в городе. В них оказалось около 1700 рублей. Вчера должен был также произойти подсчет 6 кружек с Дальнего вокзала. Предполагают, что общая сумма сбора будет около 2000 рублей», - информировала «Забайкальская новь» 25 октября 1913 года.
Кстати, 2000 рублей – сумма по тем временам весьма немалая. Напомню, что любое блюдо в читинском ресторане «Новый яр» стоило тогда 25 копеек, а за пуд (16 килограммов) свинины давали 8 рублей.
«На устройство забайкальской санатории»
Наибольший размах в организации «Белого цветка» наблюдался в 1914 году. Вот лишь некоторые газетные сообщения того времени.
Праздник «Белого цветка»
Сегодня на Кукинском ключе устраивается праздник «Белого цветка». Будет поставлен любителями спектакль, сбор с которого, а также сбор от продажи цветов поступит на устройство забайкальской санатории для туберкулезных больных. Все необходимое для устройства праздника: цветы, щиты, кружки и т.п. на Кукинский ключ дано забайкальским отделом лиги борьбы с туберкулезом.
«Забайкальская новь», 29 июня 1914 г.
В одном из следующих номеров газета рапортовала о результатах сборов в «Кукинском ключе»: «Цветов продано около 250 шт. В кружке №1 оказалось 9 руб. 20 к. и в кружке №2 - 7 руб. 26 коп. Всего праздник дал 16 руб. 46 к.».
В те же дни праздник состоялся на курорте Шиванда, куда было отправлено «1000 цветов, 50 брошюр и афиш», а еще «в поселке Даурия, Заб.ж.д., в Карповке и на курорте Маккавеево». «В самом непродолжительном времени предполагается устроить день «Б.ц.» среди служащих Нерчинской каторги», - писала «Забайкальская новь».
Интересно, что если в наше время организатором благотворительного праздника является Читинская и Краснокаменская епархия, то в 1911 году забайкальское духовенство выступило против «Белого цветка».
В день «Белого цветка»
в Ирбите г. начальник края, по словам «Сиб. М.», обратился с просьбой к высокопреосвященному Серафиму о том, чтобы перед началом дня «Белого цветка» 21 сентября был отслужен молебен. Высокопреосвященство выразил свое полное сочувствие и сообщил, что молебен будет отслужен ключарем собора о. Веромудровым. Петь будет на молебне хор слепых.
У нас в Чите отношение духовенства к празднику «Белого цветка» было как раз наоборот: в празднике местное духовенство усмотрело скрытые политические тенденции и в поддержке отказало.
«Забайкальская новь», 23 сентября 1911 г.
«В пользу недостаточных учениц»
Цветы были разные: букеты из белой ромашки раздавали в день борьбы с чахоткой, букетики из колосьев ржи - при сборе в пользу голодающих крестьян, розовые – на помощь сиротам. Продажей букетов собирали деньги и для солдат русской армии.
На рубеже XIX-XX веков большую популярность в обществе приобрели публичные балы в пользу нуждающихся. Если устройство подобных праздников было своеобразной светской обязанностью для человека высшего общества, то участие в благотворительных ритуалах являлось его нравственным долгом.
Публичные балы с лотереями, базарами, аукционами давались круглый год, за исключением времени постов.
«Розовый бал» - так назывался специальный бал в честь молодых замужних дам. По запискам очевидцев, он представлял собой «водоворот вальсов и цыганской музыки, сверкающих камней, синих, зеленых и алых мундиров, где у всякого словно вырастали крылья на ногах, а мысли парили в поднебесье».
Сразу вспоминается героиня чеховского рассказа «Анна на шее». Если помните, она, пользуясь невероятным успехом у кавалеров и вволю с ними натанцевавшись, вела бойкую торговлю на импровизированном благотворительном базаре.
В Чите «розовые балы» были, конечно, поскромнее.
«29 января 1912 года в 1-й женской гимназии устраивается «розовый бал», чистая прибыль с которого предназначается в пользу недостаточных учениц этой гимназии, - писала «Забайкальская новь». – Родительский комитет по примеру прежних лет оказывает материальную поддержку…В феврале месяце возникнет вновь тяжелый вопрос во многих семьях – вопрос о взносе платы за 2-е полугодие. А средств у комитета нет. Общество, несомненно, поняв всю остроту нужды многих учащихся, проявит сочувственное отношение к заботам и работе комитета в деле приискания средств».
Позже, в 1917-м, местные газеты напишут, что «кассир городской управы А.А. Рецин» жертвует в пользу военнопленных «две серебряные медали, одна в память коронования в Москве бывшего царя 1896 г., а вторая «За усердие». А в 1921 в Чите «около касс всех зрелищ» будут устраиваться так называемые «голодные ворота», и, прежде чем войти в зал, зритель опустит в кружку какую-либо монету.
… Средства, собранные от ярмарки овощей, ручных поделок и лотереи, собранные 30 августа нынешнего года на празднике «Белого цветка», направлены на сбор к школе детей из многодетных и малоимущих семей, а также для погорельцев и беженцев. Каждый из пятисот участников получил подарок - белый цветок.