Китайская армия «зачистила» Тибет

13:17, 17 марта 2008

105 лет назад, 12 сентября (29 августа по старому стилю) 1910 года, впервые за всю историю Забайкалья читинский пилот-самоучка Иван Виноградов поднял в небо французский самолет «Блерио».

«Турецкий гамбит» по-читински

Но за несколько лет до знаменательного полета Чита уже вошла в историю российской авиации совсем по другому поводу. В феврале 1904 года в связи с начавшейся Русско-японской войной в нашем городе по распоряжению императора Николая была сформирована 4-ая воздухоплавательная рота. Кстати, располагалась она в том самом месте, где сейчас находится военный аэродром Черемушки. Командовал ротой капитан Константин Боресков.

Командир Сибирской воздухоплавательной роты капитан Константин Михайлович Боресков.

После короткой подготовки рота была направлена в Маньчжурию в распоряжение командующего 3-й маньчжурской армией для выполнения задач по наблюдению за войсками противника и ведению корректировки огня своей артиллерии.

Кстати, как все это происходило, замечательно представлено в фильме «Турецкий гамбит»: воздушный наблюдатель поднимался на привязном аэростате на высоту 200 - 300 метров и обо всех своих наблюдениях докладывал на землю, крича в рупор или сбрасывая записки в конвертах, наполненных песком.

4-ая воздухоплавательная рота усилила боевой потенциал русских войск на востоке

Почти каждый подъем русских аэростатов сопровождался яростным обстрелом шрапнелью со стороны японской артиллерии.Читинская рота стала не просто первым в России воздухоплавательным подразделением, которое приступило к выполнению реальных боевых задач в условиях войны. Вплоть до начала Первой мировой войны воздухоплавательные подразделения во всех военных округах формировались по ее образу и подобию.

В начале 1910 года в Чите, на базе роты, была создана авиационная школа по подготовке мотористов-механиков для воздухоплавания. А в августе того же года прошла «авиационная неделя», во время которой не только читались лекции и доклады, но и проводились полеты на воздушных шарах, в том числе до Чинданта и Кубухая.

Тогда же состоялся рекламно-демонстрационный полет Ивана Николаевича Виноградова.

«Старухи крестились, а лошади ржали»

Он родился в Белоруссии в бедной многодетной семье, еще подростком пошел учеником в механическую мастерскую, а уже через несколько лет работал самостоятельно. Старшие братья разъехались в поисках лучшей доли, за ними и Иван – сначала в Иркутск, а потом в Читу, где его брат содержал ремонтную мастерскую. Здесь он быстро прославился своими золотыми руками, мастерски ремонтируя велосипеды и мотоциклы - чрезвычайно редкую для тех времен технику. Постепенно его интересы распространились на авиацию, и Иван Виноградов стал изучать теорию воздухоплавания.

К тому времени в Чите было образовано общество друзей авиации, в котором участвовало немало состоятельных меценатов. В их числе – инженер Поляков, сын одного из владельцев электростанции, который сам съездил во Францию и приобрел там самолет конструктора Луи Блерио.

Аппарат железной дорогой доставили в Читу и собрали. Стоил самолет 5 850 рублей.

Для сравнения: в российских кабаках времен правления Николая II стопка водки стоила 5 копеек, стакан горячего чая примерно столько же. За пирог с мясом отдавали 3-4 копейки, с капустой - всего копейку. Зарплата простого рабочего на крупном предприятии составляла около 20 рублей - почти столько же, сколько получали мелкие чиновники или, например, учителя в сельских школах.

«Блерио» отвезли на Бадмаевскую заимку около от Читы, где Виноградов и приступил к тренировкам. И вот в заключительный день «авиационной недели» на читинском ипподроме собралась многолюдная толпа, с опаской и удивлением разглядывающая загадочную машину.

«Постояв еще минуту неподвижно, как бы собираясь с силами, аэроплан сначала медленно, потом все быстрее побежал по траве. И вдруг как-то неожиданно и незаметно оторвался от земли и круто пошел вверх. Зрители на мгновение замерли, потом дружно ахнули, а потом грянуло громкое «ура!». Впрочем, реакция на взлет аэроплана была неоднозначной. «Ура» кричала в основном молодежь, которой было большинство на ипподроме, старухи испуганно крестились, а лошади дико ржали», - так описывает тот полет Борис Родиков, изучающий историю читинской авиации.

Величественно плывущий в небе аппарат и ликующих горожан заснял на кинопленку оператор электроиллюзиона «Дон-Отелло», и еще долгое время по всей России демонстрировался сюжет под названием «Полет на аэроплане забайкальского казака».

Объявление

1 июля, в 3 часа дня, в зимних помещениях Воздухоплавательной роты, по Кастринской улице, будет продаваться с аукциона нижеследующее имущество: аэроплан Блерио, 3 сферических оболочки, 16 автомобильных покрышек, 85 балластных мешков.

«Забайкальская новь», 28 июня 1914 г.

Что касается Ивана Виноградова, то в 1914 году он был сначала техником обслуживания, а уже скоро пилотом-инструктором в Гатчинской авиашколе. Он усовершенствовал систему управления самолетом, что повысило безопасность полетов, и участвовал в боевых вылетах сражений Первой мировой войны.

Первый пилот Забайкалья Иван Николаевич Виноградов. Чита, 1910 г.

Как отмечается на сайте «Красные соколы нашей Родины», 1 мая 1918 года в Москве состоялся праздничный парад. В разгар шествия по Красной площади колонн рабочих и недавно созданных красноармейских частей в небе появился одиночный истребитель «Ньюпор – XXI» и стал разбрасывать поздравительные листовки. Пилотом этого самолета был он – тот самый «пилот-самоучка» Иван Виноградов. И в дальнейшем он продолжал работать в авиации: стал инженером, сконструировал два самолета, написал несколько учебников по самолетостроению и прожил долгую и интересную жизнь...

10 сентября 2010 г. на Александровской площади в микрорайоне Октябрьский был открыт памятный знак в честь 100-летия полета первого забайкальского летчика Ивана Виноградова

В сентябре 1911 года было принято решение о создании в русской армии шести авиационных отрядов. Первый из них сформировали в Чите – на базе 4-й Сибирской воздухоплавательной роты. С началом Первой мировой войны он был переименован в 6-ю авиационную роту и направлен на Западный фронт, где забайкальские летчики сбивали в воздушных боях немецкие самолеты «Таубе».

Облеты губернии на самолетах

Недавно журналисты телеканала «ЗабТВ» сообщили, что губернатора Забайкальского края в последнее время часто видят за штурвалом сверхлегкого самолета «Аэропракт». При этом в пресс-службе главы региона не стали комментировать, совершает ли Константин Ильковский ознакомительные полеты или готовится к сдаче на лицензию на управление самолетом.

Между тем в 20-е годы местные руководители тоже поднимались в небо. Как написал в феврале 1925 года «Забайкальский рабочий», «третьего дня председатель Губисполкома тов. Рогачев поднимался на аэроплане над Читой и ее окрестностями. Полет продолжался 25 минут».

Интересна судьба этого чиновника. В том же 1925-м председатель Забайкальского губисполкома Георгий Пахомович Рогачев будет освобожден от занимаемой должности, а через год исключен из ВКП(б) за то, что даст приказ физического устранения в Чите наркоманов-морфинистов - их вывезут на кладбище и расстреляют. Он уедет из Забайкалья и «дорастет» до управляющего трестом «Нефтепроводстрой» Наркомата тяжелой промышленности СССР. Но кровавый 1937-й его настигнет, и «тов. Рогачев», когда-то инспектировавший Читу на аэроплане, будет расстрелян.

Тем временем военные авиационные отряды Забайкалья, сформировавшиеся в единую структуру с центром в Чите, получили на вооружение первые отечественные самолеты Р-1. Тогда же, 90 лет назад, начались изыскательские работы по подбору мест для аэродромов и посадочных площадок в интересах гражданской авиации.

Облет губернии и конкурс на модель

Губсовет ОДВФ разрабатывает маршрут облета летом губернии на самолетах. Намечены пункты остановок, в которых будут произведены в срочном порядке работы по оборудованию посадочных площадок. В июне Губсовет организует конкурс, главным образом, среди учащихся, на лучшую летающую модель самолета.

«Забайкальский рабочий, 27 марта 1925 г.

Пройдут годы, и, с увеличением количества и протяженности воздушных линий, 20 сентября 1932-го в нашем городе будет создана аэростанция для обеспечения перелетающих самолетов и их экипажей, а в 1934-м начнется строительство гражданского аэродрома - нынешнего аэропорта Кадала.

Только факты

- 8 марта 1910 года в Одессе первый русский летчик Михаил Ефимов выполнил первый демонстрационный полет. С 1904 по 1906 годы тогда еще никому не известный скромный паренек Миша Ефимов работал телеграфистом на станции Оловянная Забайкальской железной дороги.

- Среди курсантов 30-й авиационной школы пилотов-истребителей, открывшейся в 1938 году в Чите, был знаменитый летчик Алексей Маресьев – герой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Он вернулся в строй после ампутации двух ступней в 1943 году. Летая на протезах, сбил еще семь фашистских самолетов, получив Золотую Звезду Героя.

- Среди первопроходцев космоса есть те, кто в свое время служил и летал в Забайкалье. Это летчики-космонавты СССР Георгий Добровольский и Владимир Артюхов. В Сретенске родился и вырос летчик-космонавт СССР Владимир Титов. Подполковник Сергей Рыжиков до зачисления в отряд космонавтов служил в должностях от старшего летчика до командира авиазвена войсковой части ВВС 14-й ВА у нас в ЗабВО. Космонавт-испытатель Евгений Тарелкин родился в поселке Первомайск. Его отец - парашютист-испытатель Герой России Игорь Тарелкин служил в вертолетных авиационных частях ЗабВО.

- Заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник Константин Таюрский юные годы провел в Балее, где в 1939 году окончил 10 классов школы и аэроклуб. Во время войны он командовал звеном бомбардировочного авиационного полка, а после войны на Ту-104А разработал систему тренировок в режиме невесомости.

- Читинец Олег Долгих занимался в аэроклубе, конструировал и испытывал самолеты. После окончания школы №3, поступил в Казанский авиационный институт. Потом попал на Иркутский авиационный завод, далее - в Москву, на фирму Яковлева, где занимался испытаниями пассажирских и военных самолетов, в том числе самолета с вертикальным взлетом Як-38, а в 1984 году стал руководителем испытаний космического корабля многоразового использования «Буран».

(При подготовке использованы материалы архивов и книг штурмана военной авиации, полковника Бориса Родикова «Крылатая слава Забайкалья» и «Трудовые крылья Забайкалья»)