Сегодня будет еще холоднее
Роман Амплеев, 39 лет, политолог
Главная проблема нашего общества – это отсутствие справедливости
Нет справедливости и это очень опасно для государства, для общества, вообще для всех людей. У нас ее нет вообще.
Справедливость - это что? Это когда человек получает по заслугам. Будь то заработная плата, будь то наказание за совершенное преступление… Одно на другое накладывается. А если мы видим некоторые судебные процессы и видим, что потом происходит, люди начинают сомневаться. Люди начинают думать, что судебная система несправедлива. Значит богатый человек выйдет сухим из воды, а кто неимущий – на того всех собак свешают.
Или распределение доходов, особенно по естественным монополиям... Ну, если государственная структура, почему такие доходы у топ-менеджмента? Отсюда у некоторых людей и ненависть и к стране в целом, и социальная вражда. Она не выплескивается, но в умах то она есть. Сегодня она в интернете, а куда она завтра пойдет – никто не знает.
Нужно решить вопрос отсутствия справедливости и многие другие проблемы будут сглажены.
Если мы посмотрим на нашу страну и зададимся вопросом, какие вещи нас объединяют? История? Не объединяет, потому что взгляд на историю разный. Одни довольны Сталиным, другие не довольны, одни говорят - это было нормально, другие – это плохо. То есть история не объединяет.
Единство территориальное – тоже спорное, вроде бы единая территория, но люди не могут съездить посмотреть Москву, например.
Даже если смотреть на Забайкальский край, то и в советское-то время для многих событием было выехать в Читу. Попали в Читу – это все, на какой-то курорт – тоже. Хоть и говорят, что люди могли передвигаться куда захотят, но куда ты поедешь, если есть свое хозяйство.
Сегодня еще сложнее с этим. Есть много людей, которые приехали учится в Читу, и из самой Читы, они нигде не были, они страну-то не видели! Они понятия не имеют, что там в Москве есть Красная площадь, Кремль. До Питера еще дальше. Кто-то хотел бы в Крыму побывать, в Сочи. Но это все очень сложно.
У всех разное социальное положение. Люди всегда будут делиться. Даже город – деревня. Районный центр и село.
Объединяет только русский язык. Все. Больше объединяющих начал нет. Любой человек поймет любого. Если, конечно, захочет послушать. Язык - это та основа, которая позволяет нас чувствовать себя одной страной.
Мы на самом деле разговаривать не умеем. Не умеем общаться. Порой власть не умеет доносить свои идеи до людей. Политические партии, общественные организации тоже не умеют. Они не владеют языком.
У нас получается такая пропасть везде. Даже на бытовом уровне. То есть человек не может прийти в магазин, нормально вести себя в общественном транспорте, потому что он не умеет. И эти проблемы наслаиваются.
Вроде, экономика выходит на первый план, проблемы в социальной сфере, а про самый главный стержень мы забываем.
Если посмотреть на историю Забайкальского края, даже на советский период, многие сюда приезжали работать или служить только на какое-то время. Большие объекты были в Краснокаменске. У меня родители поехали в Краснокаменск, строить его.
То есть изначально много людей и не собирались тут оставаться. Приехали либо по службе, либо на стройки какие-то, на объекты, БАМ, Краснокаменск, Жирекен - заработать северный стаж, еще что-то, и переехать.
У людей и тогда было желание уезжать, потому что климат тут тяжелый, по здоровью многим не подходит. Даже с этой точки зрения можно людей понять - Забайкалье суровое и не всем подходит.
Человек всегда будет искать где лучше. У нас население-то чуть больше миллиона и рынок труда не такой большой, как например, в Иркутской области.
Человек с высшим образованием - возьми любого – у него отношение к своей личности повышается. Но так не бывает, чтобы все были начальниками или все были специалистами с большой зарплатой. Тут всегда будет конкуренция, в любой сфере.
В 17 лет сложно сориентироваться куда пойти учится, потому что в школах нет правильной профориентации.
К сожалению, мы сами не умеем определять свою собственную жизнь. Мы не сразу понимаем, чем хотим заниматься.
Мы не можем взять, сорваться и в новое место уехать. Хотя вещь это неплохая.
Многие люди, которые прошли школу молодого парламентария, не пошли в политику. Они работают по своему основному месту работы и занимаются общественной деятельностью, волонтерским движением. Они просто активные люди. Это не значит, что тот, кто пошел в молодежный парламент стремится быть депутатом, главой. Вовсе нет. Большинство приходит получить дополнительный опыт в жизни, пообщаться с людьми, с кем-то познакомиться, какие-то связи завести полезные. Это тоже нормально, что молодежь заводит полезные связи. Это хорошо.
Если посмотреть по краю, да и по России в целом, в выборах сегодня все больше учавствует людей, которые родились в 70-е годы. Это лица 40, 35 лет. Они уже не только участвуют, но и побеждают в выборах.
Прослойка 80-х годов рождения очень серьезно возросла. 90-е годы - мальчишки и девчонки, рожденные в 90-е года тоже выдвигаются на муниципальные выборы. Участвуют и получают депутатские мандаты. Такие люди уже есть.
Новые люди заходят в политику, потихоньку эти ростки пробиваются.
В то же время много молодых людей, которые плывут по течению. Им ничего не надо, ничего их не интересует. Они ничем не хотят заниматься – ни Богу свечка, ни черту кочерга – ни туда ни сюда. Я не вижу, что это особая проблема общества. Это проблема прежде всего для них самих. Каждый должен сам ответить для себя, чего он хочет в жизни.
Заставлять – это не правильно. В любой нормальной школе сегодня есть возможность и политический клуб организовать, и волонтерское движение.
Например, в Чите почетные караулы поста №1, есть такие школы – залюбуешься: 27 школа, 47 школа, 9 школа. Потому что занимаются там с детьми. Если ты хочешь быть активным – вот участвуй в делах поста №1.
Ходи в спортивную секцию. Хорошо, может быть мастером спорта ты не станешь, но спортзал есть, тренер есть, какой-то минимум оборудования все равно есть - а это старт.
Семьи тоже разные бывают. И тезис, что семьи воспитывают - спорный. Потому что семья не может одна воспитывать. Воспитывает и семья, и школа, и улица. Даже больше воспитывает улица.
Потому что человеку не важно признание в семье, в семье он поддержки ищет. Важно признание на улице, среди одноклассников. Это ребенку важнее всего. Ему важнее, что подумают про него одноклассники, чем что подумают про него родители. И плевать он на них хотел.
И нормальные дети так и думают. Потому что им важно утвердится там. А мама и папа они на десятом месте стоят. Очень редко бывают случаи, когда семья воспитывает. Воспитывает окружение.
Если ты не утвердился на улице, у тебя никакой статус в школе, тебе никакая семья не поможет. Ты же не закроешься дома и не будешь с родителями до старости.
Нормальные школы найдут, чем детей занять, привлекут и родителей, всех кого нужно. Поговорят и встряхнут.
По линии молодежного парламента идут люди интересные - мальчишки, девчонки - которые знают, чего они хотят, в которых есть доля здорового цинизма, которые уже выбрали себе какое-то направление, и они не пропадут нигде. Даже если не будут заниматься политикой, они и денег заработают, и отношения построят, и все у них будет нормально. С такими людьми приятно работать, но их меньшинство.
Меня сильно никто не восхищает, потому что я сам люблю быть в центре внимания. И меня тяготит то, что кто-то еще присутствует, не люблю я конкуренции.
У людей, занимающихся бизнесом есть какая-то способность рисковать, идти вперед. И если они приходят в политику - у них получается. Они могут быть успешными везде.
Интерес есть к людям умным, у которых есть что посмотреть, есть что подсмотреть, какие-то идеи, как они до этого додумались, сделали. Как это они, сволочи, догадались, а я не догадался.
Я помню в 90-е годы общался с бывшими партийными работниками, и думаю, что это поколение сейчас уходит, а мы ведь их опыт никому не передаем. Хотя бы даже собирать и чтобы они беседовали на разные темы с той же молодежью.
Матафонов говорил, когда речь зашла о тогда еще комитете образования Читинской области: «Нужно назначать человека - хорошего директора средней школы. Потому что образование - это прежде всего средняя школа. Никакой ни институт, ни техникум». Это мне запомнилось. Эти люди могли давать интересные советы.
Никогда не нравился Толстой. Никогда его не читал и читать не собираюсь. Достоевский тоже. Кроме школьной программы ничего не осилил, и даже сейчас не хочется.
Последние года два-три стал читать стихи и даже наизусть учить. Потому что нравится, и память тренирует, и можно блеснуть. Людей это восхищает. Я даже удивился, что они так восхищаются. Получается, они вообще ничего не знают. Я знаю наизусть стихотворений 20-30, а они не знают. То есть для них даже я - выдающийся феномен, который может 10 стихотворений наизусть прочитать на разные темы.
Я читаю много публицистики. Смотрю самых разных авторов, разные издания. И «Русский репортёр», и «Огонек». Там тоже есть интересные вещи, над которыми можно подумать.
В этом году перечитал Салтыкова-Щедрина. «Господа Головлевы» - все там списано как будто с сегодняшнего времени. Типажи. Иудушка Головлев или их глава семейства. Эти люди присутствуют везде, в каждой деревне такие люди живут, в каждом доме. Они везде есть. Сказки у него тоже очень интересные. Но у него мне тоже не все нравится. «Историю одного города», мне кажется вообще будто писал не он. Совсем другой стиль, скучно.
Люблю читать все, что связано с избирательным правом, законодательством. Кажется, скучнейшая вещь, но у меня есть несколько сборников по истории избирательного права и избирательного процесса еще от Древней Греции, Древнего Рима и до нынешних дней. Какая система в той или иной стране была и есть, или как раньше проводили все эти предвыборные мероприятия. Вещи удивительные и уникальные.
Например, в Древнем Риме женщины право голоса не имели, но тем не менее, им разрешалось проводить предвыборную агитацию. Много найдено табличек глиняных, где именно женщины призывают мужчин того или иного места в Риме голосовать за тех или иных кандидатов. Видимо, женщины имели большое влияние на мужчин.
А у нас в Новгородской республике, во времена развития вечевой демократии, в одной из берестяных грамот упоминается – какие были пожелания при избрании князя – они и сегодня актуальны – смысл сводится к тому, чтобы вновь избранный князь не злоупотреблял алкогольными напитками. И тогда это была проблема определенная, она и сейчас есть.
Зарубежное избирательное право оказало на нас огромное влияние, особенно в 90-х годах, когда мы переходили к новой системе. Оно и сегодня влияет.
В Аргентине, если ты не участвуешь в выборах, на тебя могут наложить штраф. Нужно принести справку, что ты в день выборов был на определенном расстоянии от своего избирательного участка. И в европейских странах нечто подобное есть. Могут даже в выдаче водительских прав отказать.
Российское избирательное законодательство более нацелено на гражданина. У нас есть такое понятие, как голосование вне помещения. Если инвалид не может приехать, то к нему выездная комиссия приедет, он проголосует. Во многих странах ничего подобного нет.
Надо мальчику в школе сказать: «Ты если будешь читать стихи, все девчонки будут твои. Любая будет с тобой дружить». Нужно ему объяснять правильно.
У нас в школе были бальные танцы. Помню, девчонки нас приглашали туда ходить, но это было не круто. Танцы какие-то там, чушь, нам казалось. Никто не пошел. Сейчас понимаешь, что не умеешь даже вальс танцевать. И учиться уже не хочешь, и поздно. А тогда время было, можно было научиться основам.
Или помню, в шахматный кружок набирали. «Ну, шахматы это для каких-то очкариков», - говорили мы. Была возможность бесплатно научиться играть в шахматы. Но нет, общественное мнение влияет. Нужно было правильно объяснять. Надо воспитывать, правильно разговаривать.
Не нужно говорить, что курить плохо, алкоголь – плохо. На другое переводить надо.
Тело – это твое единственное достояние. Все. У тебя больше нет ничего. Даже мозг в теле находится. Больные ноги, больные руки и мозг никакой не поможет.
Если тело содержишь в порядке, значит ты займешь более достойное место в жизни. У тебя будет больше денег, лучше работа, ты будешь нравиться женщинам/мужчинам… так нужно расписывать.
И плюс ко всему, любое лечение сегодня это очень дорого.
Нужно правильно расставлять приоритеты. Тогда дети будут и стихи учить, и книги читать, и на велосипедах кататься.