Трубопровод на проспекте Белика удлинят еще на километр

09:58, 18 марта 2008

Споткнуться на экранизации детской классики может каждый. Это нам доказал несколько лет назад сам Тим Бертон, который в своей неподражаемой и узнаваемой стилистике снял такое пустое и штампованное кино, что хоть святых выноси. И ничего не помогло – ни раскрашенный Джонни Депп, ни кислотный Чеширский кот, ни парик Красной Королевы. К чему это все? А к тому, что сравнение нового фильма о Питере Пэне с фильмом об Алисе неизбежно: те же трагические ошибки, от которых не спасают никакие парики.

Британец Джо Райт – великолепный мастер формы. Можно спорить, переворачиваются ли в гробу Джейн Остин или Лев Толстой, но нельзя отказать «Гордости и предубеждению» и уж тем более «Анне Карениной» в великолепной визуализации образов. Собственно, поэтому «Пэн» внушал такие надежды: детская сказка, выдуманная страна, летающие корабли, да с хорошими актерами, да так, как умеет Райт… Что ж, надежды оправдались как минимум наполовину. «Путешествие в Нетландию» - изумительно красивое кино. Красивее него был, кажется, только трехминутный трейлер «Восхождение Юпитер». «Пэн» - это минимум полтора часа визуального великолепия, а местами еще и очень бодрого экшена. Бои парусников с самолетами, друг с другом и с феями способны вызвать тихую улыбку счастья даже на лице бурого гималайского аскета – тем более в сочетании с отличной музыкой Джона Пауэлла. А уж как хороша сама Нетландия, какой изящный грим придумали Огненной Лилии и как мила сердцу понимающего человека свирель Пана на груди Питера!

И на этом переходим к плохим новостям: у всего этого торжества красок и пира духа начисто отсутствует внятный сценарий. Мы никогда не узнаем, какой дьявол нашептал на ушко режиссеру Райту и сценаристу Фьюзу, что, скрестив «Питера Пена» с «Гарри Поттером», они получат нечто концептуально новое и незабываемое, но результат очевиден: «Пэн» забредает в пучину зыбучего картона. Ту самую, которая когда-то поглотила в один момент бертоновскую «Алису в стране чудес», оставив от нее одни рюшечки. Детище Джо Райта постигла та же самая участь, и поделом: взрослый человек, а в сказки верит! Да никогда в жизни не заканчивалось ничем хорошим топорное и грубое уплощение тонкой, грустной и многоплановой истории - а уж замена безответственного вечного ребенка юным мессий ведет прямиком в ад. Туда же, кстати, попадают люди, которые думают, будто могут без ущерба для фильма перевести на русский язык песню «Нирваны» для хорового исполнения. Это и в первоисточнике-то, скорее всего, выглядит излишне театрально. В дубляже на происходящее просто неловко смотреть.

Точно так же неловко смотреть на то, как в пучине пафосных диалогов и не менее пафосных монологов барахтается группа по-настоящему хороших актеров. Хью Джекман, неузнаваемый в гриме Черной Бороды, очаровательная Руни Мара, Гаррет Хедлунд в амплуа циничного шахтера и будущего пирата и, самое главное, очень искренний Леви Миллер совершенно теряются на фоне компьютерных красот. Иногда их титаническими усилиями фильм выглядит почти живым – как в сцене беседы Черной Бороды с Питером – но это лишь мимолетные проблески. Так же дело обстоит с юмором. Так что результат выходит не то чтобы совсем удручающим, но все же довольно печальным: будучи фильмом невероятно красивым и местами даже захватывающим, «Пэн» оказывается так же до невероятия пуст, пафосен и скучен, и если что запоминается в нем надолго, так это парик Хью Джемана. Согласитесь – совсем не тот эффект, на который мы рассчитывали.

Степан Комаровский