Памятник Церетели не установят в Чите
Сложно было ожидать, что даже Ридли Скотту удастся снять успешное кино по этому роману. Книга Энди Вейра – чтение не для слабонервных: это даже не совсем роман, это какой-то технико-психологический автореферат, в котором автор гонит своего героя через все катастрофы, которые только можно придумать, не выходя из рамок научной фантастики. Читать это где мучительно, где безумно интересно – и тем не менее нельзя не признать, что история совершенно не кинематографична. Однако же нет ничего невозможного для человека с интеллектом, что лишний раз доказывают нам не только Марк Уотни, но и Ридли Скотт и, в особенности, сценарист Дрю Годдард.
Тут надо сказать, что книга не могла попасть в более надежные руки. Из огромного количества внутренних монологов и технических подробностей Годдарад вычленил самое перспективное – робинзонаду, историю абсолютного одиночества, в котором у человека, чтобы не сойти с ума, есть только он сам. Так что Марку Уотни, как и экипажу корабля, некогда устраивать истерики, которыми любили побаловаться некоторые герои «Интерстеллара» - и это по-настоящему радует, как, собственно, и весь фильм: напряженный, осмысленный и позитивный. Местами, возможно, слишком: если уж вспомнили о морском праве, то не грех вспомнить и то, что вообще-то колонисты – это билет в один конец, тем более если речь идет о несчастном случае. Но сотрудники NASA в «Марсианине» так хороши, что грех жаловаться. Да и спасение одного человека всей Землей можно рассматривать как наивное упрощение – а можно как аналог выращивания картошки на Марсе. Технически невозможно, почти бесполезно, но необходимо для выживания вида и бросает вызов разуму - поэтому давайте все соберемся и решим задачу. А потом уже будем рефлексировать.
Смешанные в равных пропорциях драма, юмор, экшен и диско в сочетании с профессиональной работой всей команды дают идеальный эффект. И Мэтт Дэймон, и Шон Бин, и Джессика Честейн, и прекрасный оператор Дариуш Вольски, и великий монтажер Пьетро Скалия, и пустыня Вади Рам, традиционно изображающая Марс, и все-все-все – на высоте и молодцом. А уж как молодцом Ридли Скотт! Последнее время он демонстрировал нам истории неровные, проседающие в темпе и логике. И тем приятнее видеть, насколько увлекательным, динамичным и человечным получилось новое кино режиссера. Это фильм не только качественный, но и выверенный, не притворяющийся Открытием Года, не претендующий на лавры шедевра. «Марсианин» - честное простое кино о том, что человек может оказаться в любой заднице, но это еще не конец. Конец – это утратить чувство юмора и здравый смысл. А что касается науки – все претензии к Вейру… хотя какие к нему претензии. Вдохновил людей открыть Википедию и учебник физики – и молодцом!
Степан Комаровский