В Забайкалье пропали двое детей

11:45, 18 марта 2008

Истории о мечтателях, чьи мечты сбылись, созданы специально для того, чтобы играть на зрительских нервах. Мол, вы тут, взрослые люди, сидите, страдаете о жестокой рациональности жизни – а тут вон что бывало и бывает! Филипп Пети с его 45-минутной прогулкой между только что построенными Башнями-близнецами ложится в эту канву, как влитой. Абсолютнейшее безумие его предприятия может сравниться только с его бесценностью: с одной стороны, смысла в этом не было никакого, а с другой стороны, мир без его прогулки по тросу на высоте 415 метров был бы беднее.

Новый фильм Земекиса как раз о том, что отказаться от своей мечты значит ограбить не только себя, но весь мир. Режиссер нестандартный, всегда выворачивающий вроде бы ход событий к чему-то, может, и очевидному, но в общей канве неожиданному, он и в этот раз рассказывает зрителю историю не только о сумасшедшем канатоходце, но и о двух каменных коробках, которые никто не любил, пока канатоходец не дал им душу. В этом смысле «Прогулка» не только байопик, но и кино о божьей искре, о духе, который дышит где хочет и как хочет – вот хотя бы через упрямого, одержимого и легкого француза в Нью-Йорке.

Да и само это кино – воплощение легкости, которую так странно видеть у Земекиса вот после хотя бы «Экипажа». Возможно, это эффект того, что приемы классического байопика изрядно разбавлены приемами «11 друзей Оушена». Возможно, так действует музыка Алана Сильвестри и добросовестно созданная атмосфера студенческого Парижа. Возможно, все дело в том, что Джозеф Гордон-Левитт истово обожает цирк, и обучение у самого же Пети делало его по-настоящему счастливым. Собственно, даже неважно, каковы ингредиенты несомненного успеха «Прогулки». Важно, что зритель, придя по трейлеру на тяжеловесную историю успеха – попадает на легчайшую, атмосферную и вдохновляющую историю мечты, которая оживила две бетонные коробки. И кстати – это один из немногих случаев, когда Всемирный торговый центр наводит на мысли не о братской могиле, а о молодости, силе и возможностях веры в себя.

Отдельно надо отметить, что фильм был бы совершенно невозможен без Гордон-Левитта. Кажется, что этот человек был рожден для роли канатоходца и одержимого мальчишки. К тому же общение с собственным героем добавило и без того хорошему актеру какой-то особенной убедительности, способности к полному перевоплощению – без напряжения, без натуги. Кажется, ни одна роль не шла Гордон-Левитту так, как роль Филиппа Пети нигде он не был так органичен и великолепене. Это тот случай, когда «играет как дышит» - не метафора, а вполне себе точное отражение того, что происходит на экране. А заодно – того, с чего мы начинали рассказ о «Прогулке»: дух дышит, где хочет. В этот раз он со всей явностью несколько месяцев провел на съемках очень хорошего голливудского фильма.

Степан Комаровский