Забайкальская железная дорога незаконно повышает плату за общежития
25 октября отмечается День работников автомобильного транспорта. Это был профессиональный праздник и моего отца Дроздова Степана Ивановича. Папы нет уже почти тридцать лет. Он был превосходным рассказчиком и большим знатоком всяких машин, и сейчас я очень жалею, что по молодости лет пропускала мимо ушей многие его «автомобильные истории».
Так давайте, читая старые газеты, узнаем, как всё начиналось.
«Автомобилей в городе пока нет»
В России первый автомобиль появился в 1891 году. Это был французский «Панар-Левассор», который привез в Одессу Василий Навроцкий – между прочим, наш брат-журналист, редактор «Одесского листка».
Через пять лет, в 1896 году, произошло ещё одно историческое событие – был создан первый в России самоходный экипаж. Его авторы - два изобретателя, живущие тогда в Санкт-Петербурге - отставной лейтенант российского военного флота Евгений Яковлев и горный инженер Петр Фрезе.
Об этом в «Журнале новых изобретений и открытий» за 1896 год рассказал автор заметки, который утверждал, что «работники фирмы «Фрезе и К°» надеются, что цена не будет превышать 1300 рублей серебром. Это создаст конкуренцию иностранным производителям».
Когда же по Чите проехал первый автомобиль? Алексей Иванович Попов, директор Читинского Николаевского землемерного училища и местный бытописатель в 1907 году в своей книге «Город Чита: Описание, путеводитель и справочник» ответил на этот вопрос так:
- Автомобилей в городе пока нет. В 1906 году у города просил концессию на открытие пассажирского и грузового движения некий австрийский подданный Э., но Дума отклонила просьбу о концессии, найдя возможность лишь обеспечить известный срок пользования предприятием. Э. не явился для выработки контракта и вопрос далее не поднимался.
«Некий австрийский подданный Э.» - это, как утверждают краеведы, М.Э. Этынгер, который подал прошение об исключительных, монопольных, правах на перевозку грузов от станции Чита-город. О социальном статусе и образовательном уровне этого господина неизвестно ничего. Может, он и был бизнесменом, имевшим солидную репутацию, но, скорее всего, Этынгер не представлял себе практических трудностей задуманного предприятия. Кроме того, «реформатор» потребовал установить за провоз по городу одного пуда багажа не 25 копеек, как у извозчиков, а полтора рубля, с чем управа, естественно, согласиться не могла.
На какие авто, «руссо-балты» или «даймлеры», сели первые состоятельные читинцы, неизвестно.
Но авто в Чите были: об этом свидетельствует «Забайкальская новь» - самая информированная газета того времени.
Автомобильное дело
Одной из местных фирм, торгующих машинами, выписаны автомобили. Предполагается широкое распространение их в области для ознакомления населения.
«Забайкальская новь», №270, 18 декабря 1909 г.
Между прочим, в 1910 году бензин стоил 4 рубля 60 копеек за один пуд (16 кг), покрышка - 80 рублей, за камеру просили 20 рублей. Поэтому стоимость эксплуатации автомобиля за сезон была просто огромной - 1200-1500 рублей. Для сравнения: пуд ржи в то время стоил 80 копеек.
Продается автомобиль
Почти новый дубль-фаэтон системы «Форд» 22-х сил, 4-5 местный. Адрес: д-р Серебренников, Александровская ул., д. Коновалова.
«Забайкальская новь», №1643, 16 марта 1913 г.
Автомобили-вуатюретки «Беделия» (Bede lia Paris)
Настоящий тип лёгкой двухместной коляски для русских дорог. Расход мотоцикла, комфортабельность, выносливость и сила автомобиля.
Наилучший материал французской конструкции. Единственный представитель для Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Ин. А. Пятидесятников. Чита, Коротковская ул., д. Короткова. Тел. № 326.
Требуйте каталоги, сметы и проч.
«Забайкальская новь», №1997, 29 июня 1914 г.
«Нещадно дымя смесью бензина с керосином…»
Ни при царе, ни при атамане Семёнове, ни при ДВР таксомоторов на улицах Читы не было, и даже в первые годы власти Советов горожан по-прежнему выручали извозчики. Но пришел НЭП, и с ним – такси.
Помните Адама Козлевича, хозяина зелёной «Антилопы-Гну» с надписью «Эх, прокачу!» из «Золотого телёнка» Ильфа и Петрова? В Чите был подобный!
Как рассказал «Забайкальский рабочий» 29 июля 1927 года, на углу Иркутской (ныне им. Полины Осипенко) и Ононской улиц, при доме Шемелина была открыта «биржа» и построен гараж для первого в городе легкового такси.
Вот как писал об этом Георгий Иванович Поломошников, журналист и краевед, по инициативе которого в Чите был установлен памятник первопроходцам дальних трасс – автомобиль ЗИС-5:
- Летними днями 1927 года со двора одного из домов стал почти ежедневно выходить легковой автомобиль «Форд». Нещадно дымя смесью бензина с керосином, он развозил пассажиров по городу. Это читинский шофер Л.И. Троицын приобрел у врача противочумной станции Дудукалова видавший виды автомобиль и организовал прокат, нечто вроде извозчичьего авто. Но из-за угроз извозчиков самодеятельный таксист через два месяца прекратил свою коммерцию.
А ведь такса за провоз у первого читинского таксиста была вполне терпимой. От базара на Дальнем вокзале до рынка в городе, как и от гостиницы «Деловой двор» (так в 1925 году стала называться гостиница «Даурия») до плашкоута через Ингоду – 25 копеек. От Читы до Угдана – всего 50 копеек. Напомним, что извозчики брали за доставку в пределах города одного-двух пассажиров «днём – 25 коп., ночью – 40 коп. В Кузнечные ряды, на Остров и за Старую церковь, в местность «Теребиловку» - 30 коп. На Остров до лесопильни Игнатьева – 50 коп. На Дальний вокзал и на ипподром - 1 руб.».
Так что понятно, почему «водители кобыл» были очень недовольны появлению конкурента и даже угрожали «утопить керосиновую телегу вместе с хозяином».
Тем не менее, уже в декабре 1927 года в Чите было создано общество «Автодор», которое организовало первые курсы шоферов при профтехшколе. И, несмотря на то, что оплата составляла 16 рублей в месяц, а курсы длились восемь месяцев, в первый набор записалось 85 человек.
Государственное такси заработало в Чите только в середине 30-х годов.
«Катится автобус по вечернему городу…»
Автобусы покатились по Чите в конце двадцатых. Целых три. Это были грузовые автомобили «Прага», переоборудованные под автобусы на 12 мест каждый.
87 лет назад, в июле 1928 года, впервые в Забайкалье и на Дальнем Востоке появились автобусные маршруты, или, как писал «Забраб», «автолинии: Чита-город – Чита 1-я и Чита-город – Институт экспериментальной ветеринарии, а в праздничные дни Чита-город – Заингодинские дачи».
Тогда же даже решался вопрос о приобретении для города за границей десяти автомобилей «Мерседес». А в середине тридцатых до Читы дошел прогресс: пассажиры сели в чудо техники - автобусы марки ЗИС-16 со складными дверями.
Эти элегантные, серо-голубые, остроносые, с красным флажком над радиатором машины, конечно, не развивали скорость больше 30 км/ч. Но читинцы были довольны: для них там было 27 мягких сидений, обитых дерматином. Блестящие никелированные поручни, опускаемые стекла, мягкий свет трех плафонов, отражаемый белой обшивкой потолка и стен… Эти автобусы представлялись верхом совершенства, вмещали до 70 человек и ходили по маршруту ПВРЗ - 9 Января, преодолевая расстояние за 40-50 минут.
С началом Великой Отечественной войны весь городской транспорт направили на фронт. В Чите остался только грузовик ЗИС-5, возивший уголь в школы и больницы. Некоторые городские автобусы ЗИС-16 погибли на фронте, где служили санитарными машинами. Оставшиеся же еще долго работали на городских улицах, пока не были списаны на слом как окончательно изношенные и устаревшие…
P.S. Многие годы в этот октябрьский день мой отец вместе с другими ветеранами автомобильного транспорта Забайкалья выезжал на Романовский тракт к памятнику автомобилю ЗИС-5. Там, после короткого митинга, произносился тост – за особое шофёрское братство и шла по кругу папина видавшая виды солдатская фляжка.
(При написании использованы газеты, сохранившиеся в читинских архивах, и материалы краеведов В. Лобанова и В. Немерова)