Трех забайкальцев осудили за кражу провода
Как случайное убийство Сурка помогло посадить «смотрящего» за целым поселком
Банда кадалинского авторитета Владимира Маклакова (Вовы Мазика) около года не давала продохнуть жителям поселка на окраине Читы. Шантаж предпринимателей, квартирные кражи, разбои, грабежи – все это в и без того неспокойном Руднике Кадале стало едва ли не повседневным делом. Но крест на по-армейски отлаженной схеме поставило пьяное убийство, к которому сам Мазик и причастен не был.
Камуфляж сменил на робу
Тюремная «карьера» Владимира Маклакова началась в еще в октябре 1992 года. Тогда рядовой Маклаков, как говорят, «залетел на дизель» после группового избиения военнослужащего. Только вот простым дисбатом дело не закончилось. Жертва избиения вскоре скончалась, а Мазику «засветило» 15 лет исправительно-трудовой колонии. Дальше – обжалования, пересуды, и наказание снизили до 14,5 лет. Военную форму заставили сменить на тюремную робу.
Учитывая статус Маклакова после отсидки, уверен, что в зоне Мазик жил не иначе как «по понятиям». Как нет сомнений и в том, что колония стала для будущего авторитета и домом родным, и школой, и неизменным местом для встречи со старыми друзьями. Но то, что было за забором, не так уж и важно. Самое интересное для Мазика и кадалинцев происходило здесь – на свободе.
«Мазик стал проживать в Руднике Кадала с 2008 года. Затем, примерно в 2010-2011 году, Мазика задерживали за совершение кражи. Около полугода он содержался в СИЗО. После этого его «как подменили». Мазик стал подминать под себя в основном молодежь и ранее судимых лиц. Маклаков начал собирать «общак», то есть деньги, продукты питания для отправки в места лишения свободы», - говорил после задержания один из членов организованной группы Антон Сагиндыков (Сагиндык).
Ну, очень организованная преступность
Дальше – больше. Со временем «под крылом» Мазика скрывалась уже вся криминальная жизнь поселка. Хотя «скрывалась» - громко сказано. Деньги в «общаг» открытыми потоками текли из карманов несовершеннолетних и взрослых. Все преступления в небольшом поселке совершались участниками банды Маклакова или с его небезвозмездного согласия. Нештатным бухгалтером, сидящим на «тачковке» (контроле приходов и расходов из «общака») Мазик назначил молодого Игоря (имя изменено).
Постепенно складывалась и сама команда «смотрящего». Маклаков «подмял» под себя Антона-Сагиндыка, Вову-Внучка, двух малолеток - Бредня и Гевиро (имя изменено), Женю-Минсафинского, Зёзю (Дениса Локтюшина) и других. Роли в преступлениях каждого из членов группировки Мазик обсуждал с подчиненными, правда, без права на отказ.
Чтобы легче было координировать работу организованной группы и «шестерок», которые занимались сбором денег на «общак» и выполняли пустяковые задачи, Мазик решил обзавестись и собственной резиденцией – «блатхатой». Для этого криминальный бухгалтер арендовал у собственной тетки квартиру в одном из самых приметных домов поселка.
«Сначала мы собирались в бараке, где проживал Мазик, по улице Степной. В начале 2013 года «блатхата» появилась в «красном доме» (так дом называют жители поселка). В этой квартире проходили общие сборы, хранился «общак», оружие и маски», - пояснил следователям Сагиндык.
Нельзя сказать, что Мазик и его команда были вооружены по последнему слову преступной моды. В их арсенале хранился небольшого размера револьвер, приспособленный для стрельбы патронами от «мелкашки», револьвер «Страж» и обрез старой двустволки. Последний, кстати, преступники украли в одной из квартир поселка, хотя кража «ствола», вроде как, и не «по понятиям». «А что мы, стволы покупать что ли будем?», - возмутился Мазик после кражи.
А это по понятиям?
Отдельные вопросы вызывают методы совершения преступлений. Все причислять смысла не вижу, ведь дело организованной группы насчитывает множество эпизодов. А вот самые дерзкие, думаю, заслуживают внимания.
Весной 2013 года Зёзя (Локтюшин) с двумя малолетними товарищами решили ограбить престарелую женщину. Подготовились преступники по всем законам жанра – надели маски, взяли оружие. Этой же ночью дверь в квартиру старушки не выдержала и вооруженные люди «без лиц» ворвались в помещение. Револьвер уперся в висок хозяйки квартиры. Пригрозив расстрелять женщину на месте, преступники завладели сотней рублей, старым мобильником и несколькими банками консервов. Затем бандиты скрылись и разделили добычу. Старушка, к счастью, не пострадала. Мазик, к слову, узнал об этом преступлении только во время следствия. Даже у этого матерого преступника угроза смертью беззащитной женщине вызвала осуждение.
И ситуация эта более чем показательна. Как правило, «выхлоп» от совершенных преступлений был, по воровским меркам, совсем небольшим. Мазик постоянно укорял за это членов своей команды: «Вы даже украсть нормально не можете!»
Чтобы разом наполнить «общак» и карманы членов банды, лидер спланировал преступление с действительно большим потенциалом – кражу сейфа с металлобазы «Монолит».
«Мазик сказал, что в обеденное время на базе будет только женщина-приемщица металла. И Сагиндыков, прикрывая лицо, с оружием должен зайти к ней, ударить и перекинуть сейф кому-то из нас», - рассказал на допросе Внучок. «Сагиндыков отказался от совершения преступления. Тогда Мазик предложил мне роль Сагиндыкова. Я отказался бить женщину, - добавил Внучок.
В итоге, базу, к огорчению Маклакова, ограбить так и не удалось. Стоящий на посту сторож спугнул вооруженных преступников. Обошлось без жертв.
«Пьяность» фраеров сгубила
И кто знает, сколько бы продолжались преступления, если бы не банальная для Забайкалья «бытовуха». В один из вечеров Зёзя отдыхал в компании девушек и приятелей. Случилась обыкновенная пьяная драка, в которой Зёзя (Локтюшин) с собутыльником избили Владимира Суркова (Сурка). Получивший несколько ударов по голове и телу Сурок потерял сознание.
Испугавшись, что Сурков умер, Локтюшин с товарищем решили не испытывать судьбу и спрятать тело. Приятели оставили избитого Сурка во дворе дома и пошли за машиной. Тут «на сцену» вышли дамы, в компании которых проходил банкет. Увидев, что Сурок подает признаки жизни, девушки взяли топор и несколько раз ударили мужчину по голове. Смерть наступила почти мгновенно. Топор застрял в голове жертвы.
Началось новое расследование. Благодаря оперативной информации убийц быстро нашли. И они, как говорят на воровском сленге, «запели». Один за другим члены организованной группы Маклакова оказывались в руках закона. Некоторые подельники Мазика почти сразу решили «пойти в ногу» со следствием. Давали показания, участвовали в следственных экспериментах. По словам бандитов, их самих давно не радовало отношение Мазика к подчиненным, да и выйти из группы Маклаков не позволял.
Но нашлись и те, кто подался в бега. Впрочем, продолжались поиски недолго. Сагиндыка, в итоге, нашли аж на Магадане, а бухгалтер группировки так и не дожил до ареста. Разрезанное тело совсем молодого человека обнаружили на железнодорожных путях. Как говорится, погиб при случайных обстоятельствах.
70 лет на семерых
За время подготовки дела для направления в суд не одному следователю пришлось часами сводить показания участников, свидетелей и потерпевших в одну стройную схему. Венцом работы правоохранителей, как и всегда, стал приговор, после оглашения которого активные члены организованной группы и сам Маклаков уехали далеко и надолго. В суде команду Мазика так бандой и не признали, определив ее статус как ОПГ (организованная преступная группа).
Самый маленький срок – три с половиной года в воспитательной колонии - получил малолетний Гевиро. Самый большой – 19 лет колонии строгого режима – Мазик. Локтюшин (Зёзя) отправится в колонию на 15 лет. Сагиндык – на 11. В общей сложности, семь активных членов организованной группы проведут 70 лет в полной изоляции от общества. Плюс к этому Мазик и его команда заплатят сотни тысяч рублей штрафов и компенсаций причиненного вреда.
Вот вроде бы и все. Конец истории. Но уж слушком много вопросов остается. Что стало с «общаком», который Мазик так активно пытался пополнить? Кто теперь будет «собирать на общее», чтобы того же Мазика «подогреть». И, главное, кто теперь станет «смотрящим» за Рудником? Уверен, что скоро мы обо всём узнаем. Но и у героев новой истории конца будет всего два – либо тесная камера, либо, как показывает жизнь, не менее тесная могила...
При содействии ОВД Черновского МСО СУ СК РФ по Забайкальскому краю и пресс-службы регионального СУ СКР.
В соответствии с законодательством РФ, в материале не называются участники преступлений, не достигшие 18 лет. Имена несовершеннолетних фигурантов дела изменены.