В авиакатастрофе в Приморье погиб пилот

16:02, 20 марта 2008

Один юный зритель, в глаза не видевший никаких «Звездных войн», спросил автора этих строк: «Что в этом фильме было такого невероятного, что он такой известный?». Ужасный вопрос: ответов на него так много, что фактически ни одного нет. Джордж Лукас создал новый киножанр, двинул далеко вперед технический прогресс в кинематографе, массовая культура с конца 70-х непредставима без световых мечей, сиплого дыхания, зеленых волосатых ушей и фразы «Да пребудет с тобой Сила» - все так, но почему?

«Звездные войны» никогда не блистали ни актерской игрой, ни какой-то особенной философией – не считать же за нее, в самом деле, все эти мантры о противостоянии Светлой и Темной стороны, - наконец, к девяностым они устарели технически. Но почти 40 лет назад Джордж Лукас попал в нерв, в самое сердце маленьких и взрослых детей своей космической сказкой о принцессах и рыцарях, героических повстанцах и очень домашнем, почти невраждебном космосе. Увлекательная простота приключений в далекой-далекой галактике и невероятная зрительская любовь сделали «Звездные войны» тем, что они есть сейчас. Со временем к этому добавилась изрядная доля ностальгии. Снимая новое кино, которое должно было зажечь свет Силы в зрителях новых поколений, Джей Джей Абрамс прекрасно все это понимал. И потому, оказавшись перед необходимостью закладывать новый фундамент для будущих фильмов, он сделал простейшую вещь – фактически переснял «Новую надежду».

Да-да, вы не поверите: в Галактике по-прежнему бушуют звездные войны, кругом бардак и безвластие, с одной стороны Тьма, а с другой Свет, и посреди всего этого у нас есть два мальчика и девочка. Ничего нового. Но если ободрать всю шелуху, скажем, с «Властелина колец» или с «Преступления и наказания», все тоже будет очень-очень скучно. Дьявол в «Пробуждении Силы» кроется в деталях, как и положено. Их много, этих деталей, их полчища и тьмы, и «Тысячелетний сокол» со своим бессменным экипажем – это еще цветочки. Нанюхавшись этих цветочков, фанат впадает в детство, которое было десятки лет назад, и падает в ревущий поток ностальгии – что, собственно, и требовалось режиссеру, чтобы представить ошалевшему зрителю новых героев.

Собственно, тут игрушки кончаются: всех этих людей зрители должны полюбить. Так что кастинг «Пробуждения Силы» безупречен. Дебютная роль Дейзи Ридли – это попадание в десятку: хотя Рей состоит кажется, из одних достоинств, она не выглядит неестественной, все её эмоции вполне настоящие. Джон Бойега не менее хорош и органичен. А за Адама Драйвера и излучаемую им злобную виктимность создателей нового фильма хочется и вовсе забросать конфетами. Отдельно стоит сказать о Донале Глисоне и Оскаре Айзеке: если на свете есть какой-то здравый смысл и кармическая справедливость, то у генерала Темных и пилота Светлых обязательно должны быть свои собственные, пусть и небольшие линии в будущих фильмах – в духе Лэндо Кальриссиана. В конце концов, такое обаяние и способность запоминаться на дороге не валяются. Ну, а Энди Серкис, которого, как обычно, не узнать в гриме, пребудет с нами до конца, тут к бабке не ходи – что не может не радовать.

Что касается старой гвардии, то здесь, конечно, все плюшки достаются Харрисону Форду с его незабвенной кривой ухмылкой – но и всем остальным перепадает понемногу во имя той самой бриллиантовой реки ностальгии. Все они, конечно, изменились, и даже на C3PO сказалось время – но тем ценнее их появление. Оно напоминает о том, что все действительно было – и останется навсегда. Мир может меняться, зрители и актеры – стареть, но в далекой-далекой галактике всегда будут носиться звездолеты и маршировать штурмовики, а Сила будет искать тех, через кого может явиться в мир. В этот раз был выбран Джей Джей Абрамс – надо сказать, безошибочно. Как ее действие скажется на Райане Джонсоне и Колине Треворроу, которые занимаются следующими двумя фильмами, пока предположить трудно. Первый снял отличную «Петлю времени», второй ответственен на «Мир Юрского периода», который, кстати, тоже был полностью выстроен на ностальгии. Но для «Звездных войн» это больше не сработает – Абрамс полностью выработал жилу, успешно перезапустив франчайз. Следующие картины должны быть полностью самостоятельны. Смогут ли Джонсон и Треворроу рассказать миру новую сказку? Это мы поймем через два года. А пока – привет, Чуи! Мы тоже дома.

Степан Комаровский

Расписание сеансов смотрите в «Афише»