Пограничный «Дозор» задержал китайцев, незаконно пробравшихся в Забайкалье

09:58, 24 марта 2008

Подростковые многологии в кино плодятся, как саблезубые кролики в пентаграмме. И вот-вот пожрут мир. Судите сами: не успели мы еще отойти от «Голодных игр», как на нас свалился «Бегущий в лабиринте», «Дивергент» и пара камней помельче. И если «Голодные игры» - это хотя бы неплохой и логичный сюжет и достаточно качественное кино, то все остальное хочется обнять и плакать, а потом похоронить в тихом месте. «Пятая волна» вызывает чувства совсем другого рода, а именно – тех самых похорон в тихом месте, где место – кинозал, а похороненный – зритель.

Один бог знает, зачем нужно было делать «Сумерки» из книг Рика Янси, в которых были свои недостатки, но, как ни крути, были и достоинства. У фильма «Пятая волна» нет ничего, кроме милой пухлогубой Хлои Грейс-Морец с автоматом – но это не то зрелище, на которое можно потратить два часа. Разве только поплакать в платочек над тем, что время и Голливуд сделали из милой сердцу Убивашки. Любовь опять движет планетами, с одной стороны у нас бывший капитан футбольной команды, а с другой бывший пришелец с бровями из «Волчонка» и нежным сердцем. То есть тема оборотней раскрыта даже там, куда оборотни и не заглядывали. Надо всем этим висят хитроумные напланитяни, которые приехали забрать млеко-курка-яйки и сделать всем партизанен пуф-пуф. Почему при наличии соответствующих технологий было просто не взорвать всем черепушки – категорически непонятно. В конце концов, на Земле это умеет любой черный и шепелявый злодей из комикса.

Такой вариант значительно сократил бы зрительский расход нервов и денег. Но, конечно, ничего подобного не случилось. Кэсси бегает по лесам и целуется с кем попало, традиционный младший братик традиционно ноет, что он забыл мииииишку, целый живой полковник американской армии на полном серьезе произносит воодушевляющие речи перед солдатами от пяти лет (да-да, вот в таком возрасте теперь формируют спецгруппы по борьбе с мировым злом) и на титрах нам явно маячит вторая серия. Глупость происходящего такова, что ею можно было бы заряжать Звезду Смерти и взрывать планеты – и эти смертоносные лучи без всякой жалости направлены в зрительный зал, где сидят живые люди. И это, заметьте, во времена Женевской конвенции, запрещающей пытки.

Отдельное удовольствие доставляют попытки создателей балансировать между девочковым и мальчиковым фентези. Алё, родные! Хороший экшен вне гендерных различий - как и хорошо снятая романтика, впрочем. Но в «Пятой волне» все выполнено настолько халтурно, бестолково, необоснованно и нелепо, что хочется то ли громко ржать, то ли не менее громко рыдать, то ли заснуть и не просыпаться. К финалу фильм окончательно вырождается в какую-то чудовищную смесь «Сумерек» и пародии на «Игру Эндера». И когда двери гроба, простите, кинозала распахиваются, из него страшновато выходить – ибо ощущения говорят, что прошло никак не два часа, а пять-шесть тысяч лет, снаружи клонированные стегозавры на реактивных матрасах пасут стада божьих коров, люди управляют процессом с Марса, а ты все пропустил, потому что смотрел нечто, что нужно было тебе в частности и миру вообще, как тому самому стегозавру седьмая нога. И шестая – не говоря про пятую.

Степан Комаровский

Расписание сеансов смотрите в «Афише»